ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ  № 1 (14)  (2011)

Этнография и этническая история

 

Богордаева А.А.

Особенности изображения Самсай-ойки — домашнего духа-покровителя северных манси

Дается описание восьми изображений домашнего духа-покровителя северных манси Самсай-ойки и определяются характерные для него признаки, которые проявляются в составе частей его фигуры, а также в материале, цвете и покрое его одежды. Автор приходит к выводу, что изображению Самсай-ойки свойственны преимущественно темный цвет одежды и наличие конусообразной или трапециевидной шапки, чаще всего пришитой к плечевой одежде. Сравнительно-исторический анализ изображений Самсай-ойки конца XIX — начала XXI в. показывает динамику, выраженную в замене традиционных материалов привозными, упрощении кроя одежды, переходе от употребления цветных преимущественно к темного цвета тканям.

Северные манси, домашний дух-покровитель, Самсай-ойка, антропоморфная фигура, изображение, одежда, халат, рубаха, шапка, покрой, денежный приклад, арсын, жертвоприношение.

 

Тадина Н.А.

Картина мира как основа коммуникативной культуры алтайцев

Раскрываются мифологические параметры картины мира алтайцев, которая впервые рассматривается как основа их традиционной культуры общения, прослежена взаимосвязь природа — человек в соответствии с этническим мировоззрением и изложена семантика внутреннего пространства традиционного жилища алтайцев в связи с этикетными предписаниями. В их картине мира заложены коды земного и потустороннего миров и программы ритуального поведения, без которых невозможно функционирование культуры общения.

Картина мира, алтайцы, этикет, символ.

 

Квашнин Ю.Н.

Коми топонимия на севера Западной Сибири: к вопросу о границах расселения коми-ижемцев

Рассматриваются вопросы распространения коми топонимии на территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов в связи с историей освоения Западной Сибири коми-ижемцами. На основе сведений, извлеченных из географических карт, историко-этнографических описаний, топонимических справочников и словарей, выявлены местности, где в большей или меньшей степени присутствуют коми географические названия. Проанализированы причины появления коми топонимов в ЯНАО и ХМАО, а также границы их распространения.

Север Западной Сибири, географические названия, коми-ижемцы, границы расселения, меж-этнические связи.

 

Туров С.В.

Экологические аспекты традиционных лесных промыслов старожильческого (русские, коми) населения Обдорского края (вторая половина XIX — первая треть XX в.)

Исследуются опыт природопользования и природоведческие знания старожильческого населения (русские, коми) населения Обдорского края во второй половине XIX — первой трети XX в.; взаимодействие природной среды и добывающих отраслей традиционной хозяйственной структуры региона, а также результаты этого взаимодействия для ландшафтно-рельефных систем и биоценозов.

Старожилы (русские, коми), объекты охотничьего помысла, охотничьи угодья, способы охоты, природоведческие знания, заготовка древесины, собирательство, изменения природной среды.

 

Ермакова Е.Е., Лискевич Н.А.

Сакральная география ижемцев Нижнего Приобья

На основе полевых материалов рассматривается практика ритуального освоения пространства у коми Нижнего Приобья, материальными маркерами которой являются обетные и придорожные кресты. Прослеживаются история появления сакральных объектов, связанные с ними представления и ритуальная практика и их изменения в начале XXI в.

Ижемцы, урочище Кресты, Мужи, обетный крест, придорожный крест.

 

Машарипова А.Х.

Брачный состав коми населения Ялуторовского уезда Тобольской губернии в XIX — начале ХХ в.

Статья посвящена изучению брачного состава коми переселенцев на территории Ялуторовского уезда Тобольской губернии в XIX — начале XX в. На основе анализа метрических книг церквей Ялуторовского округа Тобольской губернии рассмотрены время и возраст вступления в первый брак, распространенность повторных браков, развод.

Коми (зыряне), брачный состав, Ялуторовский уезд Тобольская губерния.

 

Бакиева Г.Т.

Современные социально-демографические и этнокультурные процессы у тоболо-иртышских татар

На основе анализа полевых материалов выявлено, что современные социально-демографические процессы у тоболо-иртышских татар Тюменского и Исетского р-нов Тюменской обл. протекают по-разному. Относительно развитая производственная инфраструктура в населенных пунктах Тюменского р-на не может сдержать отток трудоспособного населения в областной центр. В Исетском р-не население занято в основном работой на личных приусадебных хозяйствах. На этом фоне у татарского населения наблюдается спад рождаемости. В этнокультурном отношении сибирские татары, проживающие в этих районах, активно усваивают элементы развивающейся урбанистической культуры, с другой стороны — у них усиливается этническое самосознание и стремление к сохранению этнокультурной специфики.

Тоболо-иртышские татары, Тюменская область, демография, урбанизация, занятость, самосознание, религиозность, традиции.

 

Мавлютова З.Ш.

Борьба советской власти с религиозным сознанием населения Зауралья в 1920-е гг.

На основе документальных источников 1920-х гг. рассматриваются процесс насаждения новой революционной обрядности, методы и формы борьбы советской власти с религиозными праздниками и обрядами в Зауралье.

Религиозное сознание, научно-атеистическое мировоззрение, духовенство, безбожная пропаганда, советский революционный праздник, «советские обряды», Уральский совет Союза безбожников, Антирелигиозная комиссия ЦК ВКП(б).

 

Байдуж М.И.

История изучения городских суеверий во второй половине XIX — начале XX в.

Рассматривается история изучения городских суеверных представлений в антропологии, этнографии и других смежных гуманитарных дисциплинах с середины XIX в. Выделяются основные направления в исследовании магико-суеверных воззрений в традиционных и городских обществах: антрополого-психологическое (изучение первобытного мышления), фольклористическое (изучение городских легенд и демонологии), урбанистическое (города, городской среды) и комплексное изучение непосредственно городских суеверий.

Городские суеверия, городские легенды, архетипы мест, современная магия, приметы, иррациональные представления, первобытное мышление.

 

Ганопольский М.Г., Федоров Р.Ю.

На пути к нефтегазодобывающей цивилизации (опыт историко-географической реконструкции)

Становление Тюменской области в качестве объекта нефтегазодобывающей цивилизации представлено как результат не только нового индустриального освоения, но и предшествовавших ему цивилизационных волн: соледобычи, пушного промысла, горнозаводской промышленности. В основе предложенного подхода лежит ретроспективный анализ организационно-производственных форм колонизации и соответствующих структур расселения, образующих цивилизационный ландшафт.

Освоение Урала и Сибири, соледобыча, пушной промысел, горнозаводская цивилизация, маршруты колонизации, опорный каркас расселения, цивилизационный ландшафт.

 

Козлова М.А., Козлов А.И., Шилов А.Б.

Эгалитаризм и стратификация в общинах коренных северян

Традиционный уклад жизни коренных северян основан на относительном социальном и возрастном равенстве в обществе. Рассмотрены причины и специфика расслоения обществ коренных северян России. Показаны различия между процессами в городах и поселках, у занятых в традиционных и «современных» видах деятельности. В школах дети сталкиваются с жесткой стратификацией, контрастирующей с традиционным укладом. Расслоение аборигенных общин расценивается как стрессор, обусловленный модернизационными изменениями.

 Коренные народы Севера, социальная иерархия, экономическое расслоение, традиционное общество, модернизированное общество, традиционная педагогика.