ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ  № 2 (15)  (2011)

Этнография и этническая история

 

Федорова Е.Г.

Одежда духов и одежда-приклад обских угров в коллекциях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Рассматривается одежда изображений духов из коллекций Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Приведено подробное описание предметов, заострено внимание на некоторых особенностях одежды духов и жертвенной одежды, объяснение которых нужно искать в сфере духовной культуры хантов и манси.

Обские угры, одежда, изображения духов, жертвенная одежда, глухой покрой, распашной покрой, олений мех, ткань.

 

Корусенко С.Н., Томилов Н.А.

Татары Сибири в XVIII — начале XX в.: расселение, численность и социальная структура

На основе статистических источников и делопроизводственной документации изучена динамика социальной структуры тюркоязычного населения, определены численные характеристики трех основных групп — местных татар, бухарцев и поволжско-приуральских татар, их соотношение, выявлены изменения в расселении татар Сибири на протяжении конца XVIII — XIX в.

Татары Западной Сибири, бухарцы, поволжско-приуральские татары, численность, расселение, социальная структура, волостное устройство, социальная стратификация.

 

Корусенко М.А., Диянова А.М.

Традиционное мировоззрение барабинских татар во второй трети XX XXI в.: представление о духах-хозяевах освоенных пространств

В статье содержится описание духов-хозяев «освоенного» человеком пространства (жилище и хозяйственные постройки) у барабинских татар во второй трети XX — начале XXI в. Основной источник для написания работы полевые материалы из архивов Музея археологии и этнографии ОмГУ им Ф.М. Достоевского и Музея народов Сибири Омского филиала ИАЭТ СО РАН.

Барабинские татары, вторая треть XX — начало XXI в., традиционные верования и представления, образы духов хозяев, Уй иясэ, Мал иясэ, Мунча иясэ, шайтан, Мальгун, Пичен.

 

Лысенко Ю.А.

Православие и ислам: практики этноконфессиональной коммуникации на примере русских и казахов Верхнего Прииртышья (XIX — начало XX в.)

Представлен анализ практики межкультурного сотрудничества православного русского и мусульманского казахского этносов Верхнего Прииртышья на протяжении XIX — начала XX в. Определена роль государства и Русской православной церкви в координации этих процессов.

Этнопсихология, казахи, миссионерство, ислам, православие.

 

Ябыштаев Т.С.

Игра Кöк бöрÿ как социокультурный знак самоидентификации алтайцев

Рассмотрены причины популярности конно-спортивной игры Кöк бöрÿ в Республике Алтай, пути адаптации к современной игровой культуре региона и основы мировоззрения алтайцев, которые она актуализирует. Освещены этимология названия «Кöк бöрÿ», особое отношение к волку, осмысливаемому тотемом-прародителем, традиции почитания лошади. Сделан вывод о значимости игры Кöк бöрÿ в этнической консолидации алтайцев, установлении контактов, брачных связей между представителями разных родов-сёоков.

Республика Алтай, конно-спортивная игра, алтайцы, самоидентификация, сёок-род, родовое сознание, социокультурный знак, почитание лошади, волк-предок.

 

Иванов А.С.

Калмыки в Западной Сибири (1944–1956 гг.): особенности социализации на спецпоселении

На примере калмыков, депортированных в Омскую и Тюменскую области, исследуется влияние режима спецкомендатуры на социализацию представителей отдельной этнической группы. Опираясь на широкий круг источников, автор показывает, что вынужденный характер социализации и административные барьеры привели к сбою в самоидентификации калмыков, создав угрозу самому существованию этноса.

Депортация, репрессии, социализация, спецпереселенцы-калмыки, спецпоселение.

 

Волжанина Е.А.

Население и оленеводство Ямала в материалах переписи 1932–1933 гг.

Впервые вводятся в научный оборот материалы окружной переписи в Ямальском районе в 1932–1933 гг. Рассматриваются ее программа, особенности проведения и результаты. При проведении переписи силами местных административных и хозяйственных организаций в период назревания конфликта между ненцами и русскими на Ямале выявилось настороженное отношение к ней кочевников. Установлено, что в ходе переписи было учтено более половины населения Ямальского района. Ее данные подтверждаются сведениями следующих переписей и показывают преобладание мало- и среднеоленных хозяйств, преимущественное занятие коренного населения в рыболовстве на юге и оленеводстве — на севере Ямала, где сосредоточивались наиболее крупные оленьи стада и богатые оленеводы.

Перепись населения, народы Севера, ненцы, ханты, зыряне, Ямал, статистика, оленеводство, этнография, демография, Ямальский округ.

 

Шишелякина А.Л.

Визуальные репрезентации в национальной прессе: опыт «прочтения» фотографий

Анализируются конструируемые татарской интеллигенцией Тюменской области визуальные образы, репрезентируемые в национальной (этнической) прессе. Предлагается их типологизация.

Визуальная антропология, визуальные репрезентации, фотографии, национальная пресса, татары Тюменской области.