ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ № 2 (15) (2011)
Этнография и этническая история
Рассматривается одежда изображений духов из коллекций Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Приведено подробное описание предметов, заострено внимание на некоторых особенностях одежды духов и жертвенной одежды, объяснение которых нужно искать в сфере духовной культуры хантов и манси.
Обские угры, одежда, изображения духов, жертвенная одежда, глухой покрой, распашной покрой, олений мех, ткань.
На основе статистических источников и делопроизводственной документации изучена динамика социальной структуры тюркоязычного населения, определены численные характеристики трех основных групп — местных татар, бухарцев и поволжско-приуральских татар, их соотношение, выявлены изменения в расселении татар Сибири на протяжении конца XVIII — XIX в.
Татары Западной Сибири, бухарцы, поволжско-приуральские татары, численность, расселение, социальная структура, волостное устройство, социальная стратификация.
Корусенко М.А., Диянова А.М.
Традиционное мировоззрение барабинских татар во второй трети XX — XXI в.: представление о духах-хозяевах освоенных пространств
В статье содержится описание духов
-хозяев «освоенного» человеком пространства (жилище и хозяйственные постройки) у барабинских татар во второй трети XX — начале XXI в. Основной источник для написания работы — полевые материалы из архивов Музея археологии и этнографии ОмГУ им Ф.М. Достоевского и Музея народов Сибири Омского филиала ИАЭТ СО РАН.Барабинские татары, вторая треть XX — начало XXI в., традиционные верования и представления, образы духов хозяев, Уй иясэ, Мал иясэ, Мунча иясэ, шайтан, Мальгун, Пичен.
Представлен анализ практики межкультурного сотрудничества православного русского и мусульманского казахского этносов Верхнего Прииртышья на протяжении XIX — начала XX в. Определена роль государства и Русской православной церкви в координации этих процессов.
Этнопсихология, казахи, миссионерство, ислам, православие.
Рассмотрены причины популярности конно-спортивной игры Кöк бöрÿ в Республике Алтай, пути адаптации к современной игровой культуре региона и основы мировоззрения алтайцев, которые она актуализирует. Освещены этимология названия «Кöк бöрÿ», особое отношение к волку, осмысливаемому тотемом-прародителем, традиции почитания лошади. Сделан вывод о значимости игры Кöк бöрÿ в этнической консолидации алтайцев, установлении контактов, брачных связей между представителями разных родов-сёоков.
Республика Алтай, конно-спортивная игра, алтайцы, самоидентификация, сёок-род, родовое сознание, социокультурный знак, почитание лошади, волк-предок.
На примере калмыков, депортированных в Омскую и Тюменскую области, исследуется влияние режима спецкомендатуры на социализацию представителей отдельной этнической группы. Опираясь на широкий круг источников, автор показывает, что вынужденный характер социализации и административные барьеры привели к сбою в самоидентификации калмыков, создав угрозу самому существованию этноса.
Депортация, репрессии, социализация, спецпереселенцы-калмыки, спецпоселение.
Впервые вводятся в научный оборот материалы окружной переписи в Ямальском районе в 1932–1933 гг. Рассматриваются ее программа, особенности проведения и результаты. При проведении переписи силами местных административных и хозяйственных организаций в период назревания конфликта между ненцами и русскими на Ямале выявилось настороженное отношение к ней кочевников. Установлено, что в ходе переписи было учтено более половины населения Ямальского района. Ее данные подтверждаются сведениями следующих переписей и показывают преобладание мало- и среднеоленных хозяйств, преимущественное занятие коренного населения в рыболовстве на юге и оленеводстве — на севере Ямала, где сосредоточивались наиболее крупные оленьи стада и богатые оленеводы.
Перепись населения, народы Севера, ненцы, ханты, зыряне, Ямал, статистика, оленеводство, этнография, демография, Ямальский округ.
Анализируются конструируемые татарской интеллигенцией Тюменской области визуальные образы, репрезентируемые в национальной (этнической) прессе. Предлагается их типологизация.
Визуальная антропология, визуальные репрезентации, фотографии, национальная пресса, татары Тюменской области.