ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ № 1 (16) (2012)
Этнография
Статья посвящена исследованию обряда почитания и переноса иконы «Свеча», сохранившегося на территории Викуловского района Тюменской области среди потомков переселенцев из Могилевской губернии. Проводимый в Сибири обряд сравнивается с таковым в местах выхода переселенцев.
Обряд «Свеча», народные православные традиции, традиционная белорусская культура, белорусы в Сибири, самоходы.
Корусенко М.А., Диянова А.М.
Традиционное мировоззрение барабинских татар во второй трети XX — XXI в.: представление о духах-хозяевах «чужих» пространств
Приводится описание духов-хозяев неосвоенного человеком пространства (дорога, вода, лес, поле) у барабинских татар во второй трети XX — начале XXI в. Основной источник для написания работы — полевые материалы из архивов Музея археологии и этнографии ОмГУ им Ф.М. Достоевского и Музея народов Сибири Омского филиала ИАЭТ СО РАН.
Барабинские татары, вторая треть XX — начало XXI в., полевые материалы, традиционные верования и представления, образы духов-хозяев мест, исследование, систематизация.
Анализируются материалы, собранные автором в начале 1980-х и в 2000-х гг. в ходе экспедиций к пуровским лесным ненцам. За этот промежуток времени на территории Пуровского района ЯНАО в связи с развитием нефтедобывающей промышленности произошли существенные изменения в экологической и социокультурной ситуации. Однако благодаря устойчивой ориентации на занятость в традиционных отраслях хозяйства лесные ненцы сумели адаптироваться к условиям меняющейся природной среды, социальным и техногенным трансформациям и сохранить этнические традиции.
Лесные ненцы, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, адаптация, традиционная культура, сельскохозяйственная община, традиционное хозяйство.
Анализируются покрой обрядовых халатов северных манси, способы и расположение украшений на них. На основе сравнительно-типологического метода из числа обрядовых халатов выделяются жертвенные, которые характеризуются наличием пришитой монеты и разрезов под мышками.
Обрядовая одежда, жертвенные халаты, медвежий праздник, северные манси, покрой, украшения, монета, золотная вышивка, позумент, металлические нашивки.
Статья посвящена вопросам этнографического изучения быстринских эвенов и их выделения в группу в составе эвенского этноса. Освещаются история прихода эвенов на Камчатку, их изучение в XIX–XX вв. отечественными и зарубежными исследователями, затрагивается проблема этнонимии эвенов Камчатки, выявляются этнокультурные особенности быстринских эвенов.
Быстринские эвены, этнос, Камчатка, история изучения, материальная и духовная культура, этноним.