ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ № 2 (17) (2012)
Этнография
Рассмотрен вопрос о возможности выявления и последующем анализе по письменным, этнографическим, археологическим, топонимическим, картографическим данным контактных территорий населения Западной Сибири. На материалах Г. Ф. Миллера, собранных им в бассейне Оби, Иртыша и их притоков в 1740 г., показаны несколько контактных зон разного типа. Представлены алгоритм работы с источниками и перспективы его развития.
Этнографо-археологический комплекс, контактная зона, аборигены Сибири.
Беликова О.Б., Зинченко А.С.
Курительные аксессуары XVII–XIX вв. таежного Причулымья (юг Западной Сибири): трубки
Рассматривается одна из категорий атрибутов табакокурения у чулымских тюрков — курительные трубки из археологических памятников XVII–XIX вв. В таежном Причулымье (юг Западной Сибири) самая ранняя находка головки трубки относится к бухарскому типу и датируется, вероятно, около середины XVII в. Чулымские тюрки познакомились в XVII в. с табаком («китайский шар») и курительными принадлежностями, скорее всего, через селькупов. Позднее, в XVIII–XIX вв., у чулымских тюрков бытуют преимущественно трубки бухарского типа и появляются трубки русского типа.
Табак, курительные трубки, Западная Сибирь, таежное Причулымье, XVII–XIX вв., чулымские тюрки, археологические источники.
Рассмотрены различные точки зрения на происхождение прибалтийско-финского народа сету, проживающего в Печорском районе Псковской области России и на крайнем юго-востоке Эстонии. Определено, что решающую роль в формировании сету сыграли политические рубежи, которые с XIII в. отделили предков сету от эстонцев и в дальнейшем превратились в конфессиональный барьер. Обращено внимание на недостаточность современной научной информации для окончательного решения вопроса о происхождении сету.
Сету, малый народ, эстонцы, финно-угры, Псково-Печерский монастырь, топонимия, конфессиональная граница, этническая идентичность.
На основе анализа материалов переписных листов Всероссийской переписи 1897 г. и данных метрических книг церквей Ялуторовского уезда Тобольской губернии выявляется территория первоначального проживания коми (зырян), их фамильный состав, населенные пункты Ялуторовского уезда, где обосновались коми переселенцы. Сопоставление источников позволило определить, что в материалах переписи у части коми переселенцев в качестве родного языка зафиксирован русский, т.е. фактически их численность в конце XIX в. была выше, чем свидетельствуют официальные данные.
Коми, миграции, фамильный состав, расселение, Всероссийская перепись 1897 г., Ялуторовский уезд.
На основе полевых материалов рассматриваются особенности изготовления и бытования женского костюма у переселенческой группы коми на территории Нижнего Притоболья. Уже с начала XX в. в традиционном костюме происходили изменения, появлялись новые элементы и формы, связанные с влиянием «городской» моды. К 1940-м гг. традиционный костюм практически исчез из употребления. Во второй половине XX в. традиции изготовления, покроя, декора, силуэта, способов ношения женского костюма уже не воспроизводились.
Коми Нижнего Притоболья, женский костюм, холщовая одежда, сермяжная одежда, овчинные шубы, кожаная и валяная обувь, головные уборы.