ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ  № 1 (20)  (2013)

Этнология

 

Адаев В.Н.

Этапы адаптации юганских хантов на р. Демьянке: хозяйственное освоение и заселение новой территории

Рассматривается процесс переселения юганских хантов в бассейн р. Демьянки и формирования новой локальной этнической группы. Реконструируются этапы и хронология переселения, первичная адаптация хантов на новой территории. Полученная информация позволяет установить мотивы миграции, маршруты переселения, историю появления отдельных фамилий на демьянской территории.

 Юганские ханты, бассейн Демьянки, миграция, культурная адаптация, идентичность, локальная этническая группа.

 

Филин П.А.

Русские заимствования в традиционной культуре коренных народов Аляски: культурный сдвиг и его влияние на этничность

Статья посвящена проблемам заимствования культурных традиций коренными народами Аляски. В основу исследования положены материалы экспедиции Л.А. Загоскина 1841–1843 гг. и полевые материалы автора, собранные в ходе экспедиции по следам Л.А. Загоскина в 2009 г. В 40-х гг. XIX в. наблюдался быстрый процесс заимствования коренными народами бытовых элементов из русской культуры. Распространение православия и оседлости принципиально изменили культурные паттерны в жизни местных племен. Активное бытование заимствований зафиксировано автором и на современном этапе (в языке, духовной культуре, элементах быта — постройках, захоронениях, одежде и др.). Ряд общин считают православие основой своей идентичности. Таким образом, в диахронии наблюдается процесс смены культурной парадигмы, который не приводит к утрате этнической идентичности, более того, заимствованные элементы становятся ее основой.

Аляска, коренные народы, атабаски, эскимосы-юпик, Российско-американская компания, Загоскин, русские заимствования, культурный сдвиг.

 

Мягков Д.А.

Кедровый промысел тобольских татар в конце ХХ — начале ХХI в.: экологические и адаптационные аспекты

На основе полевых этнографических материалов исследуется адаптация кедрового промысла тобольских татар к кризисным экономическим явлениям на рубеже XXXXI вв. Предлагается рассмотрение и объяснение различных аспектов кедрового промысла с точки зрения их экологической обусловленности. Прослеживаются прямые и обратные связи между состоянием локальных природных ресурсов и характером, свойствами, динамикой промысловой деятельности в современных условиях.

Тобольские татары, кедровый промысел, экология, адаптация.

 

Федоров Р.Ю., Богордаева А.А.

Историко-этнографические аспекты жизни белорусских переселенцев в Прибайкалье

Статья посвящена обобщению результатов экспедиционных исследований в местах компактного проживания белорусских крестьян-переселенцев на территории Баяндаевского р-на Иркутской обл. Рассмотрены этнокультурные взаимодействия белорусов и бурятов, исследованы принципы сохранения и трансформаций традиционной культуры переселенцев.

Белорусские переселенцы, белорусы в Сибири, аграрные переселения, традиционная белорусская культура, этнокультурные взаимодействия, Баяндаевский район Иркутской области.

 

Щербич С.Н.

Воскресная вотчина Тобольского Софийского дома в конце XVII — XVIII в.

Статья посвящена истории Воскресенской вотчины Тобольского Софийского дома, особенностям повседневной жизни вотчинных крестьян в условиях частых территориальных конфликтов с башкирами и киргиз-кайсаками (казахами), в том числе уделено внимание архитектурным особенностям поселений, создаваемых в оборонительных целях. Дан обзор занятий крестьян, системы налогообложения населения вотчины и форм их протеста против вотчинной администрации.

 Крестьяне, вотчинное хозяйство, Тобольский Софийской дом, башкиры, киргиз-кайсаки, фортификация, система налогообложения, крестьянские волнения.

 

Ябыштаев Т.С.

Родовые праздники алтайцев в этнокультурном дискурсе Республики Алтай

Впервые обращено внимание на семантические аспекты места и времени проведения родовых праздников алтайцев. Освещены функции возрожденного зайсаната и его общественная роль в организации родовых мероприятий. Собранные материалы позволили систематизировать маркеры сёока (тамга, коновязь, родовое знамя) и определить базовую основу родовой структуры алтайцев в сфере функционирования обычаев взаимопомощи.

Алтайцы, родовой праздник, сёок-род, зайсан, родовые обычаи, родовая территория.

 

Поплавский Р.О.

Тюменские протестантские общины в контексте «религиозного возрождения» 1990–2000-х гг.

На примере тюменских протестантских церквей рассматривается процесс «религиозного возрождения» в России, анализируется количественный рост общин и их численность в 1990–2000-х гг., а также такие факторы, сдерживающие эти процессы, как церковные расколы, узконаправленная социальная деятельность и др.

Религиозное возрождение, протестантизм, религиозность, подсчеты верующих, численность прихожан.

 

Лобанова О.Ю., Семенов А.В.

Репертуар протестных действий: опыт социокультурного анализа

Показана динамика репертуара протестных действий в Тюмени. С помощью социокультурного анализа проанализирован набор символов и смыслов, характерных для участников протестов. Протестные акции могут иметь как традиционные (митинги, пикеты), так и новые формы (флешмобы, стрит-пати). Участники по-разному формируют набор протестных практик и используют городскую среду. Например, для коммунистических партий характерна определенная повторяемость репертуара, тогда как националисты и православная общественность применяют более широкий набор средств.

 Репертуар, протесты и протестные акции, политическая антропология, региональная политика, политические партии.