ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ № 2 (21) (2013)
Этнология
Тихонов С.С.
Река Демьянка на картах С.У. Ремезова и этнографо-археологические исследования
Рассмотрены возможности ведения этноархеологических работ и изучения этнографо-археоло-гических комплексов (ЭАК) народов Сибири по материалам карт С.У. Ремезова, а также детального изучения некоторых компонентов ЭАК: системы расселения, путей сообщения, границ между группами населения.
Этноархеология, этнографо-археологические комплексы, Демьянка, С.У. Ремезов.
Шайдуров В.Н.
О некоторых особенностях формирования и экономического развития польской общины
Западной Сибири XIX —
начала ХХ в.
Статья посвящена вопросам формирования и развития польской общины в Западной Сибири в XIX — начале ХХ в. Особо говорится об источниках формирования общины в регионе. Представлены данные о численности, размещении, хозяйственных занятиях поляков в Сибири, приведены различные факты из их жизни.
Польская община, Западная Сибирь, численность населения, экономика, хозяйственные занятия.
Волжанина Е.А.
Пути перехода с кочевого на оседлый образ жизни и обратно на Ямале в первой трети 30-х гг. XX в.
Рассматриваются факторы, обусловливающие переход от оседлого к кочевому образу жизни и обратно у ненцев Ямала в первой трети XX в. На основании анализа конкретных примеров из первичных материалов похозяйственной переписи народов Севера показано, что ведущим объективным стимулом, определяющим выбор в пользу кочевания, являлось стремление и возможности получения хозяйством экономической выгоды.
Кочевое население, Ямал, оленеводство.
Машарипова А.Х.
Коми переселенцы в Тарском уезде Тобольской губернии в конце XIX — начале XX в.
Рассмотрены процессы формирования коми-зырянского населения на территории Тарского уезда. На основе анализа архивных документов выявлены динамика их численности и фамильный состав, территория прежнего проживания переселенцев, образование новых коми поселений в Тарском уезде.
Коми-зыряне, переселенцы, Тарский уезд.
Селезнев А.Г.
Исламские культовые комплексы астана в Сибири как иеротопии: сакральные пространства и религиозная идентичность
В статье реализуется методология изучения традиционных исламских святилищ сибирских мусульман астана как иеротопий. Выявляются факторы и условия формирования сакральных пространств. На примере одного из наиболее ярких святилищ сибирских мусульман — Тюрмитякской астаны анализируются такие компоненты иеротопии, как оформление сакрального пространства, сотворение локального мира, связь времен и поколений, легитимация включенности в сферу священного.
Сибирь, ислам, культовые комплексы, иеротопии, тоболо-иртышские татары.
Ожередов Ю.И.
«Ведийские ритуалы» у народов Северо-Западной Сибири: посмертная посуда
Анализируются археологические и этнографические источники, полученные из позднесредневековых и нового времени могильников селькупов локально-диалектной группы «шиешгула» (Барклай, Кустовский) и салымских хантов (Усть-Балык), позволяющие сопоставить погребально-поминальные ритуалы обских угров и самодийцев с воззрениями древних народов, оставивших описания собственных погребальных процедур в письменных источниках, именуемых ведами.
Обские угры, ханты, северные самодийцы, протоселькупы, локально-диалектная группа «шиешгула», XVI–XVII в., веды, арийцы, погребальный и поминальный обряд, посуда, угол, развилка в ритуале похорон.