ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ  № 2 (25)  (2014)

     Этнология

 

Багашев А.Н., Федоров Р.Ю.

Историко-этнографические аспекты жизни белорусских крестьян-переселенцев на Дальнем Востоке

Статья посвящена историко-этнографическим исследованиям жизни белорусских крестьян, переселившихся на территорию Дальнего Востока в конце XIX — начале ХХ столетия.Рассмотрены процессы ассимиляции и сохранения отдельных элементов этнокультурной идентичности переселенцев.

Белорусские переселенцы, белорусы на Дальнем Востоке, аграрные переселения, традиционная белорусская культура, этнокультурные взаимодействия.

 

Недзелюк Т.Г.

Формирование конфессионального сообщества католиков Сибири в 1830–1917 гг.

Статья посвящена характеристике процесса формирования конфессионального сообщества католиков Сибири в период наиболее массового миграционного движения из западных регионов империи на восток. Источниковой базой исследования послужили материалы статистики. В результате исследования с применением методик контент-анализа, методов обобщающих показателей, а также анализа и синтеза сделаны выводы о поступательном увеличении доли католиков в населении Сибири в период с 1830 по 1917 г. Массовые миграции были обусловлены как политическими, так и социально-экономическими причинами.

Конфессиональное сообщество католиков Сибири, состав и численность населения, демографические характеристики, политическая ссылка, экономические миграции.

 

Чернова И.В.

О некоторых особенностях культуры польских переселенцев Западной Сибири в ХХ в.

На основе полевых этнографических материалов и похозяйственных книг сельских советов некоторых районов Омской, Новосибирской и Томской областей охарактеризован ряд элементов материальной и духовной культуры польского населения Западной Сибири, степень и причины их сохранности/ трансформации в ходе социально-культурной и экономической адаптации польских переселенцев к сибирским условиям на протяжении XX в.

Поляки Западной Сибири, материальная и духовная культура, хозяйство, адаптация.

 

Степанова О.Б.

Северные селькупы: система традиционных взглядов в зеркале одного интервью

Через призму одной беседы с информантом рассматривается система традиционного мировоззрения северных селькупов и выявляются некоторые неизвестные ее элементы. Анализ интервью позволяет сделать вывод о степени сохранности традиционной культуры северных селькупов.

 Северные селькупы, традиционное мировоззрение, традиционная культура, фольклорные тексты, обряды, полевые материалы, этнография.

 

Голубкова О.В.

Священные места в системе мировоззрения обских коми: традиции, новации и архетип

Почитание священных мест у финно-угорских народов имеет ярко выраженные формы. Поселившись в бассейне Нижней Оби, по соседству с народами ханты и манси, коми-ижемцы (сформировавшие этноареальную группу обских коми) стремились проявлять свою самобытность и не раствориться в иноэтничной среде. В поле взаимодействия обских коми с природой, местным угорским населением, а также божествами и святилищами обских угров прослеживаются две основных тенденции. С одной стороны, переселившись за Урал, коми-ижемцы стремились освоить территорию и обозначить ее как «свою». Таким маркером в первую очередь было христианство (в его народном понимании). Ландшафтно-мифологическая граница, маркирующая «свое пространство», нередко обозначалась поклонными и обетными крестами. С другой стороны, обские коми нередко признавали запреты, связанные с посещением культовых мест хантов и манси, опасаясь гнева богов и духов — хранителей земель Северного Приобья. Таким образом, обские коми приняли и включили в свою мифологию священные места обских угров.

Обские коми, мифология, традиционная культура, мифотворчество, святые места, сакральная маркировка пространства, народное христианство.

 

Бардина Р.К., Богордаева А.А. 

Динамика женской одежды среднеобского костюмного комплекса обских угров по фотографиям 1930–1970-х гг.

На основе анализа коллекции фотографий из семейных архивов обских угров рассматривается процесс изменения традиционного женского костюма и динамика его использования в 1930–1970-е гг. Трансформация одежды происходила по пути усложнения ее украшений и уменьшения площади их расположения. Динамика использования традиционного костюма заключается в его постепенном переходе из категории повседневной одежды в категорию праздничной.

Ханты, манси, среднеобской костюмный комплекс, традиционная одежда, традиционные украшения, аппликация, бисер, чирки, вязаные чулки, вязаные рукавицы, этнографический источник, историческая фотография.