ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ № 4 (31) (2015)
Этнология
Клюева В.П.
«В настоящее время религия переживает серьезный кризис»: Реакция советских верующих на антирелигиозную пропаганду
Статья посвящена жизни верующих в советское время. Проанализированы программные заявления коммунистической партии, посвященные антирелигиозной борьбе и отношению к религии в целом, а также проведено сравнение декларируемых заявлений и реального отношения к верующим. Рассмотрены принципы деятельности профессиональных атеистов. Выделены основные направления научно-атеистической пропаганды: сферы образования и культуры. На примере школьного образования показано, как проводилась научно-атеистическая пропаганда, какова была роль учителя в этом процессе и выстраивании отношений между религиозными и неверующими учениками. Приведены примеры использования кинематографа и художественной литературы для создания образа верующего. Выделены две жизненных стратегии в религиозной среде: социализация в обществе и изоляция от него. Также приведены примеры латентной религиозности, особенно в сельской местности, и использования государством религиозных проявлений в своих интересах. Сделан вывод, что верующие сумели приспособиться к жизни в условиях тотальной антирелигиозной пропаганды.
Свобода совести, религиозная община, верующие, научно-атеистическая пропаганда, антирелигиозная работа, протестанты, христиане.
Kluyeva V.P.
«At present, religion is passing through a deep crisis»: a response of Soviet believers to antireligious propaganda
The article is devoted to life of believers in Soviet times. Subject to analysis being program statements of the Communist party devoted to antireligious struggle and treatment of religion on the whole, making a comparison between the declared statements and actual attitude toward believers. The author considers activity principles of professional atheists, specifying basic directions of atheistic propaganda: a sphere of education and culture. By the example of school education, it is shown in what way atheistic propaganda was performed, what was a teacher’s role in that process and in building relations between religious pupils and non-believers. The paper quotes examples of using cinema and fiction for creating an image of a believer. Subject to specification being two life strategies in religious environment: socialization in the society and isolation from it. The article also quotes examples of latent religiousness, particularly in the country, and examples of the state using religious manifestations on its own account. The author comes to a conclusion that believers managed to adapt to life under total antireligious propaganda.
Freedom of conscience, religious community, believers, atheistic propaganda, antireligious work, Protestants, Christians.