ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ № 4 (31) (2015)
Этнология
Самигулов Г.Х.
К истории ичкинских татар последней трети XVII–XVIII века
На основе анализа опубликованных и новых материалов реконструируется развитие одной из локальных групп тюрков Зауралья — ичкинских татар. Группа формировалась в Приисетье, где происходила дифференциация формирующихся сибирско-татарского и башкирского этносов и групп служилых татар. Во второй половине XVIII в. в связи с переселением ичкинцев с Исети на вновь отведенные земли складывается альменкульская группа ичкинских татар. Прослеживается участие в этом процессе как тобольских служилых татар, так и в значительной степени населения, пришедшего из Поволжья, в том числе служилых мещеряков.
Татары, сословие, служилые, оброчные, мещеряки, Ичкин, Альменкуль, Сейдяшевы, Кульмаметевы.
Белич И.В.
«План» тобольского землемера 1806 года или о том, как он выдал желаемое за действительное (к вопросу о местонахождении могилы Ермака)
В центре внимания статьи — «План» из «Атласа Тобольской губернии 1806 г.» В. Филимонова, где указано место захоронения Ермака у бывших юрт Бегишевских с отсылкой к «Описанию Сибирского царства» Г.Ф. Миллера. Критический анализ отрывка из данного труда с текстом «Плана» выявил подделку в источнике. Она касается могилы атамана, о чем землемеру якобы «татаре объявляют». Так в «Плане» явились «надлежащие» пометы и знаки. Итак, он выдал желаемое за действительное. «План» как исторический документ ценности не представляет, впрочем, интересен географам. В 2014 г. археологи, взявшись за него, прошли по тому же пути, что и землемер, навязавший им этот путь, в итоге оказавшийся ложным: могилу Ермака не нашли. Попытка подмены «места памяти» своим «местом в истории» вновь провалилась.
«Атлас Тобольской губернии 1806 г.», землемер В. Филимонов, Баиш-аул, юрты Бегишевские, могила Ермака.
Богордаева А.А.
О русских заимствованиях в жилище манси (историографический обзор по материалам XVIII–начала XXI в.)
Дан обзор этнографической литературы по истории изучения мансийского жилища и русских заимствований в нем в XVIII — начале XXI в. В соответствии с тематикой исследований в историографии выделяется два периода, каждый из которых характеризуется определенной степенью изученности мансийского жилища и русских заимствований в нем. Приводятся разработанные в каждом из периодов классификации и типологии жилища, рассматриваются основные гипотезы его происхождения и развития, описываются его основные типы, особенности интерьера и заимствованные элементы.
Манси, жилище, русские заимствования, изба, шалаш, очаг, чувал, окно, самцовая конструкция, стропильная конструкция, срубная техника, священная полка, чердак, потолок, домашнее святилище.
Давыдова Е.А.
«Добровольная смерть» и «новая жизнь» в Амгуэмской тундре (Чукотка): стремление ухода в мир мертвых Тымнэнэнтына
Анализируется конкретный жизненный эпизод в Амгуэмской тундре в 1951 г. В.Г. Кузнецова, ленинградский этнограф, проводившая полевую работу среди амгуэмских оленеводов на Чукотке непрерывно на протяжении трех лет (с 1948 по 1951 г.), зафиксировала данное происшествие на страницах своего дневника. История состояла в следующем. В семье, в которой В.Г. Кузнецова проживала большую часть времени, должен был совершиться ритуал «добровольной смерти». Хозяин стойбища высказал просьбу об удушении своим родственником. Однако вопреки традиционным представлениям чукчей о нежелательности невыполнения такой просьбы обряд откладывался, а потом и вовсе был отменен. С учетом социально-исторического контекста того времени и на основе микроисторического анализа частного жизненного происшествия в статье предлагается интерпретация решений и действий непосредственных участников тех событий. Делается вывод, что в период экспансии русской/советской культуры во второй четверти XX столетия люди старались примирить реальность конкретных ситуаций с официальной идеологией и традиционными представлениями и практиками.
Сибирь, чукчи, добровольная смерть, политическое сопротивление, советизация, ритуал.
Темплинг В.Я.
Здравоохранение на Крайнем Севере Тобольской губернии (XIX – начало XX в.)
Реконструируется процесс формирования системы медицинского обслуживания населения на Крайнем Севере, уточняются отдельные факты, устанавливается имя первого в истории Обдорска постоянного врача, ставится вопрос о дифференцированной оценке состояния здоровья коренных народов, устанавливается зависимость распространения эпидемических заболеваний от роста плотности народонаселения за счет увеличения доли пришлого как постоянного, так и временного населения.
История медицины, здравоохранение, Крайний Север, врачи, Обдорский участок, инородческая больница, оспопрививание, коренные народы.
Клюева В.П.
«В настоящее время религия переживает серьезный кризис»: Реакция советских верующих на антирелигиозную пропаганду
Статья посвящена жизни верующих в советское время. Проанализированы программные заявления коммунистической партии, посвященные антирелигиозной борьбе и отношению к религии в целом, а также проведено сравнение декларируемых заявлений и реального отношения к верующим. Рассмотрены принципы деятельности профессиональных атеистов. Выделены основные направления научно-атеистической пропаганды: сферы образования и культуры. На примере школьного образования показано, как проводилась научно-атеистическая пропаганда, какова была роль учителя в этом процессе и выстраивании отношений между религиозными и неверующими учениками. Приведены примеры использования кинематографа и художественной литературы для создания образа верующего. Выделены две жизненных стратегии в религиозной среде: социализация в обществе и изоляция от него. Также приведены примеры латентной религиозности, особенно в сельской местности, и использования государством религиозных проявлений в своих интересах. Сделан вывод, что верующие сумели приспособиться к жизни в условиях тотальной антирелигиозной пропаганды.
Свобода совести, религиозная община, верующие, научно-атеистическая пропаганда, антирелигиозная работа, протестанты, христиане.
Алишина Г.Н.
Евангелическо-лютеранская церковь и лютеранские пасторы Российской империи в годы Первой мировой войны
Столкновение Российской империи в Первой мировой войне с Германией и Австро-Венгрией существенно повлияло на положение лютеранской церкви в стране. Она стала объектом дискриминационной политики государства. В таких условиях пристальное внимание властей было приковано к деятельности лютеранских пасторов. Нередко их слова и поступки оценивались как предосудительные и влекли за собой меры репрессивного характера. В статье рассматриваются трудности, с которыми столкнулись лютеранские пасторы в годы войны, проступки, в которых они уличались, и виды наказаний, которым подвергались.
Лютеранские пасторы, Первая мировая война, Евангелическо-лютеранская церковь, Российская империя, ксенофобия, дискриминация, антинемецкая кампания.