ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ  № 4 (35)  (2016)

     Этнология

 

Григорьев С.А.

Локальные сообщества коренных народов Севера  в Якутии: современное этносоциальное положение эвенов Ламынхинского национального наслега

Статья написана на базе комплексных исследований, проведенных автором с коллегами в месте компактного проживания эвенов — одного из малочисленных народов Севера России. Объектом исследований являлся Ламынхинский национальный наслег — с. Себян-Кюёль Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия). В рамках экспедиции изучалось современное социально-экономическое, демографическое и этнокультурное положение местного коренного населения. Использованы статистические показатели поселения за последние годы, текущая документация основных социальных учреждений: администрации села, участковой больницы, школы, проведено анкетирование и интервьюирование местных жителей. Выявлено, что географические факторы создают значительные социально-экономические трудности для аборигенного населения. Отмечается постоянное сокращение численности населения в последние годы. Собранные данные указывают на латентную безработицу. Население с. Себян-Кюёль нуждается в совершенствовании материальной базы основных социальных учреждений в и ускоренном жилищном строительстве. Тем не менее исследование показывает, что естественная изоляция и ограниченность связей с инокультурными сообществами играют положительную роль в сохранении эвенского языка и культуры. Также в Ламынхинском наслеге наблюдаются положительные демографические тенденции. Рождаемость превышает смертность, а молодежь преобладает в возрастной структуре местного населения. Сохраняется высокий потенциал для развития местного традиционного хозяйства. Эти факторы благоприятно сказываются на этнокультурном развитии эвенов. Собранные полевые материалы позволяют дать обнадеживающую оценку современного положения локальной ламынхинской группы эвенов в Якутии на фоне проблем, общих для отдаленных поселений Российского Севера.

Ключевые слова: Якутия, коренные народы Севера, эвены, демография, локальные группы, этническая культура, социально-экономическое развитие.

 

Бакиева Г.Т.

Образование у сибирских татар  с 1918 по 1930-й г.: задачи, проблемы, итоги  (по материалам Тобольского уезда)

Рассмотрены слабо изученные проблемы, связанные с реформами образования у сибирских татар. Впервые выявлены особенности развития образования в Тобольском округе (уезде) в период с 1918 по 1930-й г. Этот период охарактеризован как переходный этап от традиционной религиозной к светской трудовой школе. Школы татарского населения Тобольского округа в это время являлись национальными, что соответствовало провозглашенным Советским государством принципам. Власти проводили активную политику по реформе образования у сибирских татар Тобольского уезда, учитывая их национальные особенности и в определенной степени сохраняя преемственность образования. Имевшиеся до того школы были просто включены в государственную сеть, а преподавателями в новых школах работали те, кто получил «старое» мусульманское образование. Особенностью управления системой образования и просвещения татар Тобольского округа в исследуемый период являлось то, что организацией школьного дела занимался специально созданный орган при окружном отделе народного образования — мусульманский подотдел, а решение финансовых и текущих дел школ было передано местным органам власти. В силу объективных причин Советское государство испытывало большие материальные трудности, переложив материально-техническое обеспечение школ на местное население. Властям не удалось в полной мере решить главную задачу: добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем введения всеобщего, обязательного и бесплатного обучения. Однако все же имелись положительные результаты, которые, безусловно, были достигнуты благодаря огромным усилиям и энтузиазму местных органов власти и конкретных деятелей просвещения региона. Почти все имевшиеся в Тобольском округе мектебе были включены в сеть государственных школ, превратившись из конфессиональных в школы 1-й ступени. Росло число школ, учащихся и учителей, осуществлялось совместное обучение мальчиков и девочек. Такие мероприятия, как съезды, педагогические курсы и конференции, не только способствовали повышению профессионального уровня учителей, но и служили инструментом пропаганды социалистических идей среди коренного населения.

Ключевые слова: образование, просвещение, сибирские татары, советская власть, трудовые школы, управление, съезды учителей, педагогические курсы, Тобольский округ.

 

Истомин К.В., Лискевич Н.А., Шарапов В.Э.

Самбургские коми: история формирования  и этнокультурные процессы

Освещается история формирования самбургских коми, проживающих в с. Самбург Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, характеризуются этнокультурные процессы в их среде, выявляются локальные особенности сохранения, воспроизводства и трансформации этнической идентичности. Основными источниками послужили материалы полевых исследований авторов, проводившихся в 2004, 2009 и 2016 гг. Приток коми населения в Самбург связан с образованием в 1937 г. оленеводческого совхоза «Пуровский» на базе Кутопьюганского совхоза, размещавшегося на территории Надымского района ЯНАО. Прибывшие в Пуровский совхоз пастухи были потомственные оленеводы, уроженцы разных населенных пунктов — центров компактного расселения коми на территории бывшей Тобольской губернии. Многие оленеводы на прежнем месте жительства были раскулачены и подвергались репрессиям. В Самбурге коми переселенцы не смогли восстановить комплекс оседлой материальной культуры и хозяйства, почти утратили связанные с ним аспекты духовной культуры. В то же время традиционный комплекс кочевой оленеводческой культуры сохранился, некоторые его элементы были заимствованы ненецкими оленеводами. В конце 1930-х гг. началось брачное и языковое взаимодействие самбургских коми и коренных жителей — тундровых и лесных ненцев, что привело к метисации населения и преобладанию выбора национальности детей в пользу этнонима «ненец». При этом носители «коренного» этнонима зачастую идентифицируют себя как коми (зыряне) и сохраняют предпочтительное отношение к традиционной культуре коми, в том числе языку, т.е. особенностью модели ассимиляции пуровских коми в среде ненецкого большинства является сохранение исходной этничности и ее доминирование в неофициальной обстановке.

Ключевые слова: коми-ижемцы, оленеводство, ситуационная этничность, этническая иден-тичность, Пуровский совхоз, Самбург.

 

Лискевич Н.А., Машарипова А.Х.

Роль праздника «День села» в сохранении исторической памяти коми-переселенцев в Западной Сибири 

Выявлены особенности проведения праздника «День села» в населенных пунктах, основанных коми на территории Западной Сибири в 1840-х гг. Основное внимание уделено юбилейным праздникам, посвященным 170-летию с. Саранпауль Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (15 сентября 2012 г.) и с. Ивановка Ялуторовского района Тюменской области (7 июля 2014 г.). Выделены базовые блоки праздника, его функции по отношению к территории и населению. День села в коми поселениях характеризуется рядом значимых символических действий. Воспроизводятся сюжеты исторических преданий о первых поселенцах и трудностях освоения новой территории, что связано с почитанием предков и подчеркиванием права труда на освоенную территорию. Демонстрируются семейные реликвии и/или восстановленные родословия, воплощающие идею рода. Используются родной язык для поздравлений и элементы традиционной одежды или другие культурные атрибуты, имеющие в данной ситуации высокий семиотический статус и подчеркивающие групповую идентичность.

Ключевые слова: коми, зыряне, первые поселенцы, структура праздника, историческая память.

 

Байдуж М.И.

«Парк на костях»: мифологизация современного городского пространства в сибирских городах

Анализируются мифологические представления, связанные с парками, построенными на месте старых кладбищ или близко к ним, в современных сибирских городах Тюмени и Таре. Комплекс таких представлений выражается в локальных нарративах и городских практиках, которые транслируются и совершаются жителями этих двух городов и актуальны для сообществ, идентифицирующих себя с этими городами. Исследование основано на материалах интервью с жителями и краеведами Тюмени и Тары, а также анализе местных СМИ. Выделяется ряд наиболее распространенных мотивов, с помощью которых конструируется образ «парка на костях» в мифологическом ландшафте современных сибирских городов. Прежде всего это фольклорный мотив «на месте захоронения нельзя что-то строить», популярность которого во многом основана на влиянии сюжетов фольклорной и массовой культуры на городские тексты и практики. Проявляется и ряд других типичных мотивов: «место притягивает к себе “необычных” людей» (городских маргиналов, маньяков и эксгибиционистов, а также представителей молодежных субкультур) и «место притягивает призраков», а также «место наказывает за неправильное поведение». Последний мотив зачастую сопровождается рефлексивными текстами о причинах наказания и о том, какое именно поведение неправильное. Так, в Таре считается, что неверное отношение к кладбищу, часовне, могильным памятникам и пр. повлияло на судьбу города — позитивная ее оценка (успешный купеческий город) сменилась негативной (маленький депрессивный городок). Кроме того, вариант «неправильного поведения» зависит от субкультуры или сообщества, в которые может входить человек. Феномен создания парков на месте старых кладбищ требует символического освоения городским сообществом и вписывания этих пространств в городской мифологический ландшафт значимых, позитивных и негативных локусов с помощью мотивов, которые потенциально уже содержатся в нарративах.

Ключевые слова: мифоландшафт, локальный нарратив, городской текст, Тюмень, Тара, культурная идентичность.