ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ  № 4 (43)  (2018)

     Этнология

 

Федоров Р.Ю., Аболина Л.А.

Некоторые особенности материальной культуры белорусских переселенцев Братского района Иркутской области: маркеры идентичности

В начале ХХ в. на территории современного Братского района Иркутской области появился ряд деревень, основанных переселенцами из Белоруссии, с Украины и из Псковской губернии. Анализ устных историй, собранных у потомков белорусских переселенцев в ходе проведенной в 2017 г. этнографической экспедиции, а также визуальный осмотр жилых и хозяйственных построек показали, что народная архитектура сохранила некоторые традиционные особенности. Такие проявления традиционной материальной культуры, как пища и одежда, оказались быстрее подвержены трансформациям, чем объекты архитектуры.

Ключевые слова: белорусы, Братский район, крестьянские переселения, этнокультурная идентичность, культура жизнеобеспечения, материальная культура.

 

Лискевич Н.А., Копыльцова И.Ю., Поршунова Л.С.

Роль погодных условий в производственной практике оленеводов Приполярного Урала

На основе полевых материалов выявлена роль метеоусловий в годовом хозяйственном цикле оленеводов Приполярного Урала. Дана характеристика опыта прогнозирования погоды и значимых в производственной практике знаний о природных условиях. Определены сезонные трудности выпаса, выяв-лено изменение сроков и маршрутов касланий.

Ключевые слова: коми, манси, ненцы, Саранпаульская оленеводческая компания, приметы погоды.

 

Конев А.Ю., Поплавский Р.О.

Дар в политике и практике христианизации сибирских «иноверцев» (по материалам Западной Сибири конца XVI XVIII в.)

На первых этапах русского освоения Сибири обращение в православную веру «иноверцев» из числа автохтонных жителей было точкой пересечения двух процессов: укрепления в русском подданстве и религиозной конверсии. Опираясь на теорию дарообмена М. Мосса, учитывая при этом результаты изучения Н.В. Ссориным-Чайковым феномена «дара власти», мы показываем, что: государство, санкционируя крещение, стремилось установить или укрепить свой суверенитет над новообращенными, которые еще на этапе оглашения принимали его добровольный дар — обещанное им «новое время», новое качество подданства; в ответ на факт крещения власти отдаривали деньгами и одеждой; во второй половине XVIII в. эти подарки замещаются предоставлением льгот по уплате подати, что отражало изменения в положении «ясачных иноверцев» в структуре империи; подарки светских властей и восприемников выстраивали иерархические отношения, указывая на принадлежность новокрещенного к определенной социальной группе.

Ключевые слова: христианизация, теория дарообмена, иноверцы, Сибирь, религиозная конверсия, подданство.

 

Мавлютова Г.Ш.

Правовой статус мусульманского духовенства Тобольской губернии в конце XVIII — начале XX в.

Рассматриваются особенности правового положения мусульманских духовных лиц Тобольской губернии в конце XVIII — начале XX в. В конце XVIII в. правительство создало орган управления мусульманами — Оренбургское магометанское духовное собрание, возложив на него обязанность по принятию экзаменов для назначения на должности священнослужителей. Но в первой трети XIX в. часть мусульманского духовенства Тобольской губернии осуществляла свои обязанности, не пройдя испытания в духовном собрании, действуя на основе норм обычного права. Государственная власть обязала исламское духовенство выполнять ряд государственных функций: регистрации актов гражданского состояния, нотариата, судопроизводствоа, при этом вознаграждения от государства представители духовенства не получали. По решению общины мусульманские священнослужители могли быть освобождены от уплаты повинностей. Они, как и все мусульмане Тобольской губернии, не несли рекрутской повинности.

Ключевые слова: ислам, Тобольская губерния, мусульманское духовенство, правовой статус, Оренбургское магометанское духовное собрание, татары, бухарцы.

 

Бакиева Г.Т.

Проблемы подготовки учителей для национальных школ Зауралья в 1930–1950-е гг. (на примере Тобольского татарского педагогического училища)

Рассматривается деятельность татарского педагогического училища, работавшего в г. Тобольске в 1934–1955 гг. Это было единственное в Зауралье учебное заведение, готовившее педагогические кадры для татарских начальных и неполных средних школ. Впервые на основе материалов архива г. Тобольска и полевых исследований предпринята попытка восстановить картину организации учебно-воспитательного процесса в училище. Несмотря на все трудности училище каждый год выпускало квалифицированных учителей. Реформы образования в СССР привели к постепенному вытеснению татарского языка и культуры из содержания общего образования, поэтому в 1955 г. татарское педагогическое училище в Тобольске было закрыто.

Ключевые слова: татарское педагогическое училище, Тобольск, начальное обучение, неполные средние школы, учебные планы, педагогическая практика, трудоустройство.

 

Бобров И.В., Черепанов М.С.

Исламский ландшафт городского округа Тюмень: места, численность и социально-демографический состав молитвенных собраний

Представлены результаты анализа эмпирического исследования социально-демографического состава и динамики численности участников пятничных и праздничных коллективных молитв в городском округе Тюмень в 2009–2016 гг. Основным методом исследования являлось невключенное структурированное наблюдение. Полученные данные уточнялись в ходе экспертных интервью с религиозными специалистами и анализа мусульманских средств массовой информации и коммуникации. В результате нами установлена положительная динамика численности участников догматически обязательных молитвенных собраний и зафиксирован их социально-демографический состав. Наиболее крупной группой участников коллективных молитв являются мужчины молодого и среднего возраста, большую часть которых составляют внутренние мигранты с Северного Кавказа и внешние мигранты из Центральной Азии и с Южного Кавказа.

Ключевые слова: исламский ландшафт Российской Федерации, мусульмане, Тюменская область, религиозные практики, структурированное наблюдение.

 

Островская Е.А., Алексеева Е.В.

Исповедь в цифровом измерении: единицы структурированного наблюдения

Статья посвящена анализу структурных единиц наблюдения исповеди в цифровом пространстве взаимодействия. Современные социологи и антропологи религии проводят исследования в принципиальным образом изменившейся социокультурной реальности. Специфика этой реальности такова, что полноту транслируемых ею смыслов и коммуникаций можно уловить лишь при условии обследования всего многообразия коммуникативных пространств религиозных взаимодействий. Полевое наблюдение религиозных сообществ и организаций в его актуальном формате с необходимостью предполагает два измерения — непосредственное, лицом к лицу, и виртуальное, онлайн, отслеживание структурных единиц наблюдения. Такая синхронизация открывает возможность установления разнообразия контекстов наблюдаемого взаимодействия и полноту коммуникаций, известных акторам, но далеко не всегда очевидных для исследователя. Авторы наглядно демонстрируют свою уникальную методологическую разработку — применение метода сплошного структурированного наблюдения к объекту в его онлайн-самопрезентации. С помощью контент-анализа авторы выявляют, какие структурные единицы исповеди оказываются коммуникативно востребованы в контексте тематизированного взаимодействия vk.com-сообществ православных храмов Екатеринбурга. В статье содержится анализ параметров представленности каждой из коммуникативных единиц анализа исповеди в контексте взаимодействия сетевых сообществ православных храмов Екатеринбурга на их собственных сайтах и на платформе YouTube.

Ключевые слова: сплошное структурированное наблюдение, контент-анализ, религиозное взаимодействие по типу исповедь, религиозные коммуникации, цифровое пространство храмов.