ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ № 2 (49) (2020)
Этнология
Легенда о Тан-варп-экве
Статья посвящена анализу сказаний о Тан-варп-экве ― «крутильщице сухожилий». Большая часть легенд записана в XX в. у северных манси, отдельные сюжеты известны у локальных групп хантов (юганские, среднеобские, березовские, казымские, верхнепуровские, шурышкарские), особняком стоит ненецкая легенда о старухе-сихиртя. Выполнен анализ ключевых положений легенд, определено место обско-угорского лесного духа среди схожих образов у коми и русских. Основной сюжет сказания указывает на установленные у обских угров правила включения невестки, молодых женщин в чужое культовое сообщество. Выяснено, что с рассказами о Тан-варп-экве схожи сюжеты ряда русских сказок, быличек о мифических пряхах, а также запреты на рукоделие в ночное и переходное время. Ее образ имеет много общего с Бабой-Ягой и с персонажем Ёма — ее двойником у коми (лесные духи, существа нижнего мира, похитители детей, людоеды, хранители кладов, дарители сокровищ, «прядущие» божества).
Ключевые слова: мифология, божество, прядение, запрет, собака, чаша, городище, манси, ханты, русские, коми, инициация.
У башкир в конце XX — начале XXI в. наблюдается возрождение многих элементов традиционной культуры: проявляется интерес к истории костюма, украшениям, нагрудникам и т.д. Есть украшения аутентичные и полностью повторяющие оригинальные формы и размеры; существуют и стилизованные нагрудники. Их охотно носят представители интеллигенции, властных структур и молодежь. Исследование показало, что нагрудные украшения у башкир в большей степени выполняют эстетическую функцию, а также являются этномаркером. Изначальная функция нагрудника по защите от злых духов утрачена.
Ключевые слова: башкиры, декоративно-прикладное искусство, нагрудное украшение, оберег, защита от злых духов, башкирский женский костюм.
Статья посвящена вопросу формирования и развития представлений о «китайском» рынке у жителей Челябинска. Понятие «Китайка» вобрало множество смыслов. Локации, связанные с китайскими мигрантами, аккумулировались в образах «китайского» квартала, угроз и маркеров, определявших социальный статус горожан. «Китайский» рынок образовал разветвленные сети отношений между торговцами и потребителями, принимающим обществом и мигрантами, стал площадкой для познания собирательного образа «Востока».
Ключевые слова: «китайский» рынок, городское пространство, этничность, мигранты, Челябинск.
Исследование посвящено рассмотрению социальной (градообразующей) функции североселькупских совхозов. Для селькупов она выражалась в возможности трудоустройства в традиционной хозяйственной сфере и пользовании «совхозной» инфраструктурой поселков. Упадок совхозов, затруднивший исполнение ими градообразующей роли, обернулся для населения тяжелым социальным кризисом. Градообразующая роль селькупских совхозов формировалась вместе с самими совхозами и основывалась на трансформации традиционного хозяйственного уклада.
Ключевые слова: северные селькупы, традиционная хозяйственная деятельность, совхозы, поселки, социальная роль совхозов, социальная политика государства, экономический кризис.
Памятник вогулу Степану Чумпину в контексте российской дореволюционной мемориальной среды
В контексте развития российской мемориальной культуры рассматривается история создания и бытования на горе Благодать памятника вогулу Степану Чумпину (около г. Кушва Свердловской области). Памятник Чумпину, открывшему здесь богатое железорудное месторождение, был поставлен к столетнему юбилею этого открытия. Показана роль в его установке начальника Гороблагодатского округа Н. Мамышева. Выявляется степень соответствия памятника мемориальному ландшафту в период установки, а также тенденциям развития публичной коммеморации дореволюционного периода.
Ключевые слова: манси, Степан Чумпин, «благородный дикарь», монументальный памятник, месторождение на горе Благодать.