ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ  № 2 (53)  (2021)

Аннотации и ключевые слова

Археология

 

Гимранов Д.О., Косинцев П.А., Бачура О.П., Жилин М.Г., Котов В.Г., Румянцев М.М.

Малый пещерный медведь (Ursus ex gr. savini-rossicus) как объект охоты древнего человека

Из позднеплейстоценового местонахождения пещера Иманай (Республика Башкортостан, Южный Урал) описан череп пещерного медведя с повреждением искусственного характера. На основании размерных и морфологических признаков установлено, что череп принадлежит малому пещерному медведю Ursus ex gr. savini-rossicus). Радиоуглеродный возраст находки составил 34 940 ± 140 BP (IGANAMS-5652). По регистрирующим структурам в зубах установлено, что животное погибло зимой в возрасте 9–10 лет. Трасологический анализ показал, что отверстие в теменной области черепа имеет искусственное происхождение и проделано остроконечным изделием. Животное было убито во время зимней спячки. Это первое прямое свидетельство добычи малого пещерного медведя человеком.

Ключевые слова: малый пещерный медведь, поздний плейстоцен, средний палеолит, охота, Южный Урал, пещера Иманай.

 

Дураков И.А., Мыльникова Л.Н.

Бронзолитейные производственные участки поселения Венгерово-2 (Барабинская лесостепь)

Представлена характеристика производственных участков, связанных с обработкой цветных металлов, поселения кротовской культуры Венгерово-2. Выявлено их единообразие по планировке и принципам организации производства, но отмечено различие в масштабах. Зафиксировано использование двух типов горнов. Плавка осуществлялась при искусственном нагнетании воздуха. Разливка металла происходила рядом с горном. Специфика и унификация изготовления производственного оборудования, характер проводившихся работ, объем плавок, большое количество однотипных форм позволяют говорить о специализации поселка на бронзолитейном производстве.

Ключевые слова: кротовская культура, Барабинская лесостепь, Западная Сибирь, бронзолитейные участки, производство, технология.

 

Гюль Т.И.

О династийном культе правителей Бухарского Согда в раннем средневековье (к трактовке росписей дворца Варахши)

Предложена новая интерпретация содержания росписей дворца Варахши, раннесредневековой резиденции правителей Бухарского Согда (долина Зарафшана, Средняя Азия). На основании их анализа и сопоставления с данными письменных и археологических источников автор выдвигает предположение, что центральное место в сюжетах росписей Восточного и Красного залов дворца Варахши занимал авестийский бог (язата) победы Веретрагна и что он являлся покровителем династии бухар-худатов.

Ключевые слова: Средняя Азия, раннее средневековье, Западный (Бухарский) Согд, Варахша, монументальная живопись, Авеста, зоолатрия, Вретрагна, Индра, Фарнбаг, династийный культ.

 

Папин Д.В., Степанова Н.Ф., Федорук А.С., Федорук О.А., Ломан В.Г.

Керамика андроновской (федоровской) культуры поселения Жарково-3

Представлены результаты комплексного анализа андроновской (федоровской) керамики поселения Жарково 3. Установлено, что в коллекции присутствуют сосуды баночных и горшковидных форм, преобладающей техникой орнаментации которых является штампование. В качестве исходного сырья гончары поселка предпочитали среднепластичные глины средней ожелезненности. Основной рецепт составления формовочной массы — «глина + шамот + органика». Зафиксированные на поселении лоскутно-комковатый и спирально-лоскутный способы формования полого тела сосудов характерны для андроновской керамики на всей территории ее распространения.

Ключевые слова: бронзовый век, Алтай, керамика, технология, андроновская культура.

 

Грушин С.П., Мерц И.В., Мерц В.К., Илюшина В.В., Фрибус А.В.

Погребальный комплекс периода средней бронзы могильника Семиярка IV (Восточный Казахстан)

Работа посвящена анализу материалов периода средней бронзы могильника Семиярка IV (Восточный Казахстан). На памятнике исследованы две каменные ограды, содержавшие захоронения людей в деревянной конструкции и в комбинированном каменном ящике-цисте. На основании анализа погребальных конструкций, вещевого комплекса, антропологии, технологии керамического производства устанавливаются культурная специфика, связи и половозрастная принадлежность умерших. Совокупность имеющейся информации, радиокарбонные исследования позволяют отнести рассматриваемые объекты к андроновской культуре, датировав в пределах рубежа XVIII/XVII — XVII в. до н.э.

Ключевые слова: Восточный Казахстан, период средней бронзы, андроновская культурно-историческая общность, погребальный обряд, миграции, керамика.

 

Зах В.А.

Курильницы и блюда-алтарики саргатской культуры

Рассматриваются изделия, называемые курильницами, распространенные у кочевников Приуралья и Западной Сибири и, вероятно, связанные с ритуальными действиями, при которых воскуряются определенные вещества. Эти предметы представляют собой небольшие каменные или глиняные чаще всего цилиндрические емкости, иногда с отверстиями в стенках, а также многообразные другие формы, в том числе с поддонами и перегородками. Они присутствуют в материалах многих культур Евразии и широко известны в сарматских памятниках IV–III вв. до н.э. Приуралья, а за Уралом — в саргатской культуре. Однозначного мнения об их применении нет. Но встречаются захоронения, в которых сохранились курильницы вместе с другими, на наш взгляд, сочетающимися с ними предметами: плоскодонными сосудами, в некоторых случаях — каменными подставками, что позволяет «собрать» весь «инструмент», предположительно использовавшийся в процессе обряда. В плоскодонную банку с тлеющими углями, помещенную на каменную подставку, устанавливалась емкость, в которую бросались вещества для воскурения, в том числе, вероятно, обладающие галлюциногенными свойствами. Предметы и такого рода действия с ними напоминают детали описанного Геродотом обряда ритуального очищения после погребения у скифов.

Ключевые слова: Западная Сибирь, саргатская культура, поселения, погребения, плоскодонный сосуд, курильница, блюда-алтарики, ритуальные обряды.

 

Татауров С.Ф., Тихонов С.С.

«Польско-литовские» археологические материалы из раскопок города Тары

Статья посвящена изучению археологических материалов XVII–XVIII вв., полученных при раскопках Тарской крепости (Омская область), происходящих с территории Речи Посполитой. Они были привезены на земли Московского царства, а затем и в Сибирь служилыми людьми, попавшими в плен или перешедшими на сторону русских в ходе русско-польских (русско-литовских) войн конца XVI — первой половины XVII в. В Сибири они имели особый статус и назывались «литва», «поляки», «немцы» и т.п. В XVIII в. они были ассимилированы. Западные импортные вещи стали попадать в Сибирь чаще всего с купцами. В XIX в. в Сибири вновь появляются поляки, но уже этнические, сосланные за участие в восстаниях.

Ключевые слова: археология Западной Сибири, русские крепости, этнос, торговля, «литва», русские.

 

Кулаков В.И.

Судавы на Самбии в XIIIXIV вв.

Цель работы — на основании данных археологии и письменных источников выяснить факт присутствия представителей самого восточного племени из общности западных балтов — судинов/ят-вягов на Самбии. В научный оборот вводятся как материалы старых немецких раскопок, так и результаты новейших археологических исследований на территории Зеленоградского района Калининградской области. В «Судавском углу» (лат. “Campius Sudowitarum”), в северо-западной части полуострова Самбия, погребальные памятники орденского времени отсутствуют. В краеведческих рукописях XVI–XVII вв. содержатся данные о западнобалтском населении Западной Самбии без фактического указания на его племенную принадлежность. Правда, и авторы польских письменных источников орденского времени не разделяют судинов и пруссов. Одиночные захоронения мужчин-воинов и женщин с признаками судавской погребальной обрядности отмечаются на прусских могильниках Северной Самбии. Антропологические материалы этот вывод подтверждают. В восточной части прусского племенного ареала, судя по датировке могильников освоенной пруссами в предорденское время, среди комплексов XIV в. встречены два погребения с наконечниками копий, которые можно предположительно связать с носителями судавских традиций. Малая представленность судавских погребений на прусских могильниках свидетельствует в пользу того, что орденские власти могли внедрять одиночных представителей судавской аристократии, перешедшей на сторону завоевателей, для укрепления орденской власти в местных волостях-polca. Эти судавы, используя языковую и культурную близость с сембами, обладали военной властью (наличие в погребениях наконечников копий при массовом отсутствии оружия в прусских общинных захоронениях) и могли собирать подати в пользу Ордена (присутствие западноевропейской сумки-кошеля в погр. Ve-161). Кажущееся противоестественным присутствие балтских воинов на службе Тевтонскому ордену документируется декором пряжки из погр. Ve-161, на которой соседствуют герб Ордена и стилизованное изображение мифического спутника бога Перкуно — священного козла, объекта прусских жертвоприношений, представленного здесь как символ местных духовных традиций.

Ключевые слова: юго-восточная Балтия, судавы, ятвяги, орденское время.