ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ  № 2 (53)  (2021)

     Этнология

 

Истомина Ю.А.

Орнамент тарских и барабинских татар: археолого-этнографический анализ

Исследование посвящено анализу орнаментального искусства тюркоязычного населения Омского Прииртышья и Барабинской лесостепи. Привлечение комплекса археологических и этнографических источников и составление таблиц позволили раскрыть сложную картину формирования татарского орнамента, выделить элементы, которые легли в его основу, новации в орнаменте, а также выявить сходство и различие между двумя группами сибирских татар.

Ключевые слова: Западная Сибирь, сибирские татары, XVIIXX вв., анализ, орнамент, элемент, композиция.

 

Березницкий С.В.

Сакральные компоненты промысловых технологий коренных народов Амуро-Сахалинского региона

Результаты промысла коренных народов Нижнего Амура и Сахалина зависят от объема рациональных знаний о животных, от качества промыслового оборудования и транспорта. Однако в традиционных и современных промысловых технологиях используются иррациональные, сакральные, магические компоненты: транспортным средствам придаются свойства живых существ, с помощью амулетов и табу люди стараются уменьшить степень зависимости от случайности и увеличить объем добычи. Верования и ритуалы выступают в качестве сакральных компонентов промысловых технологий.

Ключевые слова: Дальний Восток России, Нижний Амур и Сахалин, коренные народы, тунгусо-маньчжуры и нивхи, промысловые технологии, верования и ритуалы, сакральные компоненты.

 

Яптик Е.С.

Homo technicus mobilis на Ямале

На основе полевых материалов автора описано выстроенное автохтонными народами Ямала (Западная Сибирь) новое мобильное пространство. Техника позволила оленеводам и рыбакам доминировать над созданным пространством с применением традиционных навыков и моделей поведения. В то же время олень, всегда являвшийся основным транспортным животным и главным мерилом их богатства, трансформировался в средство технической модернизации хозяйства. Также показано, с чем сталкиваются арктические кочевники на стадии превращения в человека технического мобильного.

Ключевые слова: Ямал (Западная Сибирь), ненцы, оленеводство, мобильность, выживание, снегоход, «Буран», транспорт.

 

Головнев И.А., Головнева Е.В.

Образы Сахалина в наследии Б.О. Пилсудского (по материалам дальневосточных архивов)

Статья базируется на визуально-антропологических материалах Б.О. Пилсудского, хранящихся в фондах Сахалинского краеведческого музея и Общества изучения Амурского края. Многие из изучаемых фотодокументов, являясь уникальными свидетельствами культурной эволюции среди населения Сахалина на рубеже XIXXX вв., вводятся в научный оборот впервые. Фотоработы анализируются в историко-антропологическом ключе. Делается вывод об архивном фотонаследии исследователя как информативном историческом источнике.

Ключевые слова: Бронислав Пилсудский, визуальная антропология, фотодокумент, нивхи, Сахалин.

 

Мусагажинова А.А., Кабиденова Ж.Д.

Ритуальные и обрядовые функции пищи казахов Сарыарки (XXXXI вв.)

Статья посвящена проблеме значимости и сохранения традиционных пищевых практик в современной казахской культуре. В рамках этнографических полевых исследований были изучены народные поверья и приметы с этической и ценностной позиции в культуре питания, определены сохранившиеся модели пищевых практик в региональном социокультурном пространстве Северного и Центрального Казахстана. Выявлено, что в базовой модели пищевых практик сохранены традиционные представления культуры питания с опорой на этические ценности народного ислама.

Ключевые слова: Северный и Центральный Казахстан, казахская кухня, культура питания, ритуал, символ, поверье, примета.

 

Стасевич И.В.

Вызов времени: воспроизведение «забытых» традиций в современной казахской культуре

Статья основана на материалах по традиционной и современной казахской культуре. Автор анализирует некоторые обрядовые практики жизненного цикла, в основе которых лежит традиционный сценарий, однако современными казахами они воспроизводятся на новом уровне, часто наделяются новым смыслом и значением. Особое внимание в статье уделяется стратегиям поддержания преемственности в современной обрядности жизненного цикла, механизмам формирования локальной и региональной идентичности в современных условиях.

Ключевые слова: казахи, обряды жизненного цикла, воспроизведение традиций, региональная и локальная идентичность.

 

Дмитриева Т.Н.

Русское освоение и топонимия Пелымского края по письменным и полевым источникам XVIII–XXI вв.

Исследуется раннее русское освоение севера Свердловской области ― бассейна р. Пелым, притока р. Тавда, территории исконного проживания манси. Анализируется малоизученная русская топонимия, выясняется происхождение русских ойконимов ― названий деревень, известных с середины XVIII в., прослеживается история их функционирования. Установлено, что почти все ранние русские ойконимы Пелыма образованы от фамилий первопоселенцев. Показаны случаи адаптации русских ойконимов у манси либо их замены на мансийские. Выявлены производные микротопонимы, сохраняющие память об исчезнувших деревнях и их названиях, и современные фамилии потомков жителей этих деревень.

Ключевые слова: Пелым, Тавда, Пелымская волость, Свердловская область, русское освоение Сибири, топонимический ландшафт, русско-мансийское взаимодействие, русская топонимия, ойконимы.

 

Чепайтене Р.

Гулаговский опыт в культурных нарративах и коллективной идентичности постсоветской Литвы

На основе обобщения и анализа эго-документов, литературных произведений, визуальных репрезентаций рассмотрены тенденции переосмысления опыта Гулага в постсоветской Литве. Особое внимание уделяется освещению специфики женского и отчасти детского опыта ссылки. Определены способы восприятия, переживания и воспроизведения коллективной травмы в этноисторическом контексте; выявлена роль постпамяти в формировании и поддержке национальной идентичности литовцев.

Ключевые слова: Литва, Сибирь, ГУЛАГ, депортация, национальная идентичность, коллективная травма, постпамять.