ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ № 4 (55) (2021)
Этнология
Установлено, что праздничный костюм сформировался на основе традиционного, который стал выходить из повседневного использования при широком распространении одежды фабричного производства. В то же время возросший в конце XX в. интерес к этническим культуре и обрядам обусловил потребность в национальном наряде. В условиях дефицита отечественных хлопчатобумажных тканей платья стали шить из импортных синтетических тканей, изменивших их внешний вид и ограничивших сферу их применения рамками праздника.
Ключевые слова: традиционная одежда, обские угры, история костюма, праздники, обряды, функции одежды.
Данилова Н.К.
Этноэтикет в якутской культуре: сакральные стратегии и поведенческий кодекс
Статья посвящена изучению культуры общения и связанных с ним мифоритуальных представлений на материале народа саха (якутов). Впервые в научный оборот вводятся архивные и полевые материалы по гостевому и дорожному этикету. Исследование фольклорных, этнографических, языковых материалов позволило выявить и проанализировать рефлексии поведенческих стратегий: расширяются границы освоенного пространства (дорожные обычаи и обряды), исчезает «инаковость» гостя (этикет), устанавливаются коммуникации между человеком и божествами/духами (ритуал).
Ключевые слова: народ саха (якуты), поведенческий код, символическая коммуникация, дорожный этикет, путник/гость, сакральный гость.
Прокопьева А.Н.
Женская прическа и головные украшения якутов XVIII в.
Выдвинута гипотеза о преемственной связи кос и подвесок головного украшения якутов. Исследование показало, что до конца XVIII в. в якутской культуре могли бытовать прически от одной до трех кос, связанные с социальным статусом женщины. В контексте свадебного обряда существовала традиция смены прически с девичьей на женскую, что частично сохранилось в обряде срезания лент с нарядной шапки.
Ключевые слова: начельник, накосные украшения, волосы, косы, обряд, традиция, погребальные памятники.
Белякова Н.А.
Повседневная жизнь русского женского монашества на Святой Земле в условиях трансформаций Ближнего Востока 1940–1950-х гг.
Представлена история русского женского монашества на Святой земле в условиях образования государства Израиль и разворачивания холодной войны. На материалах эго-документов монахинь показана эскалация конфликта между сторонницами Русской православной церкви Московского патриархата и эмигрантскими структурами русского православия. На архивных материалах прослеживаются мотивы участия представителей советских инстанций в отборе кандидатур на пополнение русских женских монастырей и скитов Палестины.
Ключевые слова: Палестина, церковная дипломатия, православие, холодная война, Горненский монастырь, стратегии выживания, русское присутствие, паломничество.
Мавлютова Г.Ш.
Исламские культовые сооружения в Тобольской губернии в конце XVIII — начале XX в.
Анализируется сеть мечетей Тобольской губернии в конце XVIII — начале XX в. В этот период они в основном располагались в сельской местности. Законодательные акты Российской империи ограничивали возможности мусульман по возведению культовых зданий. В губернии в пореформенный период численность мусульман возросла в 1,5 раза, количество мечетей увеличилось в 1,2 раза. В начале XX в. 164 (97 %) культовых сооружения находились в сельской местности и только 5 (3 %) располагалось в городах.
Ключевые слова: мечеть, культовое здание, мусульмане, Оренбургское магометанское духовное собрание, татары, бухарцы.
Бубликов В.В.
Русско-украинское население приграничных с Украиной территорий России: этнокультурная или переходная группа?
Рассматриваются генезис и потенциал воспроизводства биэтничной русско-украинской группы населения в российско-украинском пограничье. Первая часть статьи представляет собой обзор исследований полиэтничных групп, включая русско-украинскую. Вторая часть статьи основана на эмпирических, этносоциологических исследованиях автора и посвящена нахождению ответа на вопрос: является ли население с двойной русско-украинской идентичностью самостоятельным, перманентно существующим этнокультурным сообществом или же это переходная группа, временно возникшая в процессе ассимиляции украинцев России. Исследования свидетельствуют, что русско-украинское население имеет потенциал демографического воспроизводства и по большинству параметров может считаться самостоятельной этнокультурной группой.
Ключевые слова: биэтничность, множественная этническая идентичность, русско-украин-ское население, русские, украинцы, приграничные регионы.
Рудь А.А.
Алкоголь и его функции в культуре хантов Сургутского Приобья
Обычно алкоголь и его место в жизни коренного населения Сибири и Дальнего Востока рассматриваются в негативном ключе, как серьезная проблема, свидетельство культурной и социальной дез-адаптации. Целью данного исследования является показать, что подобный взгляд по меньшей мере не полон. Материалы автора, собранные у хантов Сургутского Приобья в 2002–2018 гг., а также изучение проблемы употребления алкоголя другими исследователями демонстрируют функциональную значимость спиртного как в религиозной, так и в социальной жизни восточных хантов.
Ключевые слова: Сургутское Приобье, восточные ханты, практики употребления алкоголя, социальные функции алкоголя, алкоголь в традиционной религии, алкоголь в быту.
Миссонова Л.И.
Изучение северных тунгусов в академическом проекте «История Якутии»
Отмечается, что начались новые разработки в тунгусо-маньчжурских исследованиях благодаря задаче написания трехтомного труда «История Якутии». Делается вывод, что представление о тунгусской истории в целом и об истории малочисленных тунгусо-маньчжурских народов как о мощном движении, сыгравшем важную роль в освоении огромных территорий на Север и Восток, представляется актуальным. Акцентируется внимание на потенциале синтеза исследования лексики, фольклора, археологических и архивных артефактов.
Ключевые слова: Якутия, тунгусо-маньчжурские народы, кочевые культуры.