ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ  № 1 (60)  (2023)

     Этнология

 

Петрова С.И., Прокопьева А.Н.

Якутская одежда тангалай: крой, отделка, технологии

Изучается изготовление нарядной женской безрукавки «тангалай», бытовавшей в якутской культуре XVII–XVIII вв. В ходе исследования выявлено, что производство такого типа одежды было длительным технологическим процессом, состоявшим из нескольких этапов. Сложность изготовления тангалаев отразилась в фольклоре и может свидетельствовать о существовании прослойки швей, занятых производством подобной, дорогой одежды для местной знати, что, в свою очередь, говорит о сложной организации якутского общества рассматриваемого периода.

Ключевые слова: Якутия, археология, плечевая одежда, ритуальная одежда, технология производства, рукоделие, погребальные памятники.

 

Бравина Р.И.

Сбор мамонтовой кости как традиционный промысел коренного населения восточносибирской Арктики (XVII — начало XX в.)

На основе исторических, этнографических и фольклорных источников исследована история сбора и сбыта ископаемой мамонтовой кости как традиционного промысла коренного населения восточно-сибирской Арктики в XVII — начале XX в. Выявлено, что в историческом контексте сбор ископаемой мамонтовой кости можно определить как локальную модель традиционного занятия коренного населения в зависимости от ресурсных возможностей арктической среды, а также социально-экономических и историко-культурных факторов.

Ключевые слова: восточносибирская Арктика, коренные народы, традиционные занятия, бивни мамонта, история, типы и способы промысла, сбыт.

 

Тадина Н.А.

Культурно-семиотические коды бурханистских обрядов свадьбы алтай-кижи

Цель статьи в выявлении бурханистских концепций культурно-семиотических кодов свадьбы алтай-кижи. Материалом исследования стали полевые записи и архивные сведения А.В. Анохина. При анализе источниковой базы применен сравнительно-сопоставительный метод. Показано содержание культурных кодов ритуальной практики свадьбы, впервые выделен теоморфный код, обусловленный ключевой идеей бурханизма ― почитание Алтая-божества. Выявленные коды универсальны, их проявление и значимость в свадьбе алтай-кижи уникальны, что обусловлено этноконфессиональными факторами адаптации родового общества алтайцев.

Ключевые слова: свадебная обрядность, алтай-кижи, бурханизм, культурно-семиотические коды, полевой материал, анализ.

 

Малинов А.В.

Письмо А.В. Анохина «О шаманстве у алтайских племен»

Статья, посвященная известному исследователю шаманизма тюркских народов Сибири А.В. Анохину, предваряет публикацию письма Анохина этнографу Л.Я. Штернбергу, выявленного в Санкт-Петербургском филиале архива РАН. Основной предмет письма ― женские персонажи-небожители в алтайском шаманизме, с которыми шаман «кам» вступает в интимную связь. Анохин раскрывает этот сюжет на примерах прежде всего из телеутского шаманизма и лишь кратко упоминает шаманские практики шорцев, кумандинцев и других народов Южной Сибири.

Ключевые слова: шаманизм, женские персонажи, Анохин, телеуты, алтайская этнография, эпистолярное наследие.

 

Пашкова Т.В., Родионова А.П.

Полевой дневник как источник информации по народной медицине (по материалам экспедиции в Заонежье в 1931 г.)

Целью исследования являются анализ и систематизация материалов полевого дневника, содержащего информацию о народной медицине русских Заонежья в 1930-е гг. Актуальность представляет сопоставление способов и средств, применяемых в народной медицине заонежан и карелов-людиков, длительное время проживающих и контактирующих на близлежащих территориях. Главным результатом выступает выявление рациональных и иррациональных приемов народной медицины, зафиксированных около ста лет назад в Заонежье.

Ключевые слова: Заонежье, русские, полевой дневник, карелы-людики, рациональная народная медицина, иррациональная народная медицина.

 

Садиков Р.Р.

«Полевые дневники» этнолога Р.Г. Кузеева: археографическая и источниковедческая характеристика

Автором проведен археографический и источниковедческий анализ полевых экспедиционных записей выдающегося российского этнолога Р.Г. Кузеева. Хранящаяся в Научном архиве УФИЦ РАН полевая документация ученого представляет собой рукописные тексты в стандартных блокнотах Академии наук СССР. По типу основная их часть является полевыми тетрадями, небольшая ― дневниками. Показано, что в датированных 1952–1982 гг. полевых записях отражены сведения по этнографии основных локальных групп башкир.

Ключевые слова: Р.Г. Кузеев, башкиры, этнография, экспедиции, полевые записи, родоплеменная структура, декоративно-прикладное искусство, тамги.