ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ  № 2 (61)  (2023)

     Этнология

 

Бадмаев А.А.

Соболь в традиционной культуре бурят

Анализ лингвистических, фольклорных и этнографических материалов позволил выявить образ соболя в традиционной культуре бурят. Показано утилитарное и символическое значение данного животного для бурят. Определено, что в традиционном мировоззрении бурят образ соболя был многозначен и характеризовался амбивалентностью коннотации. Выяснено, что в семейной и шаманской обрядности бурят у соболя был высокий семиотический статус.

Ключевые слова: бурятская культура, мифологические представления, обрядность, пушные зверьки.

 

Чудова Т.И.

Традиции и инновации в питании сысольских коми в первой половине XX в.

К началу XX в. у сысольских коми сформировалась зерново-мясомолочная модель питания с включением промысловой продукции и дикоросов. Она близка к кухне прилузских коми, что объясняется близостью их проживания. Социально-экономические преобразования в стране привели к инновациям: замещение зерна картофелем, сокращение промысловой продукции. В годы Великой Отечественной войны сложилась картофелеовощная модель питания с включением дикоросов. Природные ресурсы позволяли обеспечить минимальный уровень продуктового набора.

Ключевые слова: сысольские коми, первая половина XX в., продуктовое сырье, блюда, модель питания, традиции и инновации.

 

Королева С.Ю., Брюханова М.А., Колегова О.А.

Каждение в похоронно-поминальном обряде (вернакулярная религиозность русско-коми-пермяцкого пограничья)

Одним из церковных ритуалов, которые могут делегироваться мирянам, является каждение ― окуривание ладаном. В Северном Прикамье, в зоне русско-коми-пермяцких контактов, оно выполняет ряд дополнительных функций: выступает как средство ритуального очищения и апотропей, становится способом медиации между живыми и умершими в ходе поминальных обрядов. Каждение отражается в мифологических рассказах и коммуникативном фольклоре, распространенная практика приобретает индивидуализированные формы.

Ключевые слова: Урал, славяно-неславянское пограничье, вернакулярные практики, мифоритуальная традиция, ритуальная терминология, фольклорные формулы.

 

Богордаева А.А., Лискевич Н.А.

После Казымского мятежа: об одном отчете по сбору оперативной информации у сосьвинских манси в 1934 г.

Статья посвящена анализу и публикации отчета по сбору оперативной информации Ханты-Мансийским окружкомом ВКП(б) после Казымского восстания 1933–1934 гг. В отчете описываются «жизнь, права и обычаи остяков по реке Сосьва Березовского района». Особая ценность этого документа заключается в этнографических описаниях образа жизни, жилищ, одежды, бытовых особенностей, домашних святилищ и культовой атрибутики, медвежьего праздника, родильной обрядности.

Ключевые слова: советская власть, традиционная обрядность, охота, рыболовство, обычное право, коренные народы, манси, коми-зыряне, Обь-Иртышский Север, Казымская культбаза.

 

Агапов М.Г.

«Экран на чуме»: социальная реконструкция и мобильная кинопропаганда на Обском Севере в 1930-е гг.

Проведен анализ такого специфического инструмента советской идеологической индоктринации эпохи «великого перелома», как кинопередвижка на примере ее использования в агитационно-пропагандистских кампаниях, проводившихся на Обском Севере в 1930-е гг. среди коренных народов. Кинопередвижка рассматривается как одна из разновидностей культурных технологий управления (термин Н. Диркса). Проанализированы организация, логистика и репертуар кинопередвижек, дана оценка их эффективности.

Ключевые слова: Тобольский Север, Комитет Севера, Главное управление Северного морского пути, кинопередвижка.

 

Шагапова Г.Р.

Жужжалка: больше чем игрушка

Рассмотрена игрушка «жужжалка». Выявлена география игры в Евразии и Америке, семантика ритуала, от которого происходит игра. Для анализа используется понятие «игровой мотив» как универсальная единица. Автор пришел к выводам, что жужжалка всесезонна, не имеет принципиальных локальных отличий, нередко ассоциируется с юношеской игрой. Игрушка и игра имеют связь с ритуалом, в котором звук играл важную роль. Ритуал в последующем распространяется по территории Евразии и Северной Америки.

Ключевые слова: жужжалка, звуковая игрушка, аэрофон, ритуал, игровой мотив, игровая культура, Евразия, Северная Америка.

 

Рязанова С.В.

К вопросу о конструировании социальной памяти: антропология музея «Пермь-36»

Дается представление о том, как личность конструирует имидж музея, на основе анализа экспертных интервью с создателями и руководителями музея, интернет- и СМИ-публикаций. Общественные деятели, исследователи и музейные работники предстают как основной фактор в формировании исторической памяти. Научные интересы, социальная конъюнктура и личные амбиции людей становятся определяющими в формировании музея.

Ключевые слова: авторизованный дискурс культурного наследия, политика памяти, коммеморация, антропология музея.