ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ № 4 (67) (2024)
Этнология
Адаев В.Н., Машарипова А.Х.
Этнография селькупов: об этнической идентичности тымских остяков на р. Вах в XVIII–XX вв.
На основе анализа опубликованных источников и архивных документов уточняются хронология и обстоятельства полной утраты ваховскими селькупами их этнической идентичности, определяются ее основные маркеры и поддерживающие факторы. Оспаривается популярная точка зрения, что представители Тымской инородческой волости на р. Вах уже с XVII или XVIII в. являлись в основном хантыйским населением. Поочередно рассмотрены три исторических этапа существования группы, для каждого из которых установлены ключевые события, определяющие судьбу этнической общности, и выявлены сведения, подтверждающие сохранение различных параметров ее идентичности. Установлено, что длительное сохранение идентичности ваховских селькупов (до 1930-х гг.) во многом базировалось на принадлежности к отдельной волости, обособленном проживании, поддержании контактов с соседними селькупами, стабильной численности и консолидированном состоянии группы, существенной специфике хозяйственного комплекса, сохранении исторической памяти и высоком социальном статусе представителей их элиты.
Ключевые слова: этнография Западной Сибири, этничность, северные селькупы, Тымская волость, ваховские ханты, тамги.
Рудь А.А.
Шаманство с бубном у хантов Сургутского Приобья в начале XXI в.
Территория исследований приурочена к Сургутскому Приобью и включает западный и центральный ареалы проживания восточных хантов. Цель работы ― обобщить и проанализировать сведения о современном состоянии шаманства с бубном у сургутских хантов. Основными источниками для исследования прослужили полевые материалы автора, собранные в 2002–2017 гг. на реках Лямин, Пим, Тромъеган, Аган, Большой и Малый Юган. Уникальность сложившейся у сургутских хантов ситуации заключается в том, что традиционные обряды, получившие второе дыхание в 1990-х гг. на волне актуализации этничности, по сути, не прерывались. Среди традиционных обрядов региона шаманство с бубном является одним из малоизученных аспектов духовной культуры. Дана характеристика современного состояние шаманских камланий с бубном, обозначен ареал распространения этих практик, рассмотрены примеры изготовления бубна и становления шаманского дара, сделано описание формальной стороны и обозначены зафиксированные в настоящее время поводы камлания. Выявлены различия между шаманством с бубном у хантов правобережья и левобережья Оби, проведено сравнение некоторых аспектов шаманства с соседними этносами.
Ключевые слова: сургутские ханты, традиционные верования, шаманство, камлание с бубном.
Татауров С.Ф., Тихонов С.С., Милищенко О.А.
Предыстория Омской крепости по археологическим, нумизматическим, письменным, картографическим материалам
Рассматривается комплекс материалов разного происхождения, позволяющих осветить процесс освоения русскими устья Оми в XVII в. Полагаем, что это место, располагавшееся примерно на половине пути между Тарской крепостью и Ямышевским озером, было удобно для отдыха караванов, следовавших за солью и возвращавшихся с соледобычи. Не оставляли вниманием устье Оми русские рыбаки, о чем сообщают письменные источники. Возможно, здесь был и торг с кочевниками, жившими по Оми и Иртышу. Об этом говорят монеты XVII в., отчеканенные на русских и польско-литовских монетных дворах. Судя по датам выпуска монет, было два периода активного проникновения русских на омское устье. Первый — с момента отправки в 1601 г. первого каравана за солью и до 1628 г., в котором случилась «тарская смута». Это привело к тому, что намерения тарских воевод основать город в устье Оми оказались тщетны. Второй период освоения устья Оми русскими начался в середине XVII в. и закончился постройкой Первой Омской крепости И.Д. Бухольцем в 1716 г.
Ключевые слова: освоение Сибири, формирование русского мира, Ямышевское озеро, добыча соли, комплексное источниковедение.
Голикова С.В.
Народное восприятие токсических веществ (по данным об отравлении мышьяком на Урале в XIX — начале XX в.)
Анализируются криминальные практики обращения людей с токсическими веществами. На основе изучения материалов следствия и публикаций по судебной медицине XIX — начала XX в. установлено, что, несмотря на двойственное отношение к мышьяку как к яду/зелью, народная токсикология обладала значительным запасом объективных представлений о путях его проникновения в организм, токсических и летальных дозах, агрегатных состояниях, добиваясь симптомов, маскировавших отравление под различные недуги.
Ключевые слова: народная медицина, «знающие», токсикология, мышьяк, Екатеринбургский уездный суд.
Сулейманов А.А.
Использование льда в хозяйственных и социокультурных практиках населения Якутии: традиции и современность
Рассматривается историческая эволюция практик использования льда населением Якутии с середины XIX в. до современности. Методологической основой работы являются принципы, заложенные в криософии и антропологии холода, которые предполагают повышенный интерес к «холодным материям» Земли, традициям использования их ресурсного потенциала коренными народами северных территорий. Исследование базируется на комплексе источникового материала, включающего отдельные сюжеты из работ этнографического плана, документы из архивохранилищ гг. Иркутска, Москвы, Олекминска, Санкт-Петербурга и Якутска, музейные экспонаты, а также полевые материалы автора, собранные в течение 2017–2023 гг. в ряде административных районов (улусов) Якутии, а также в г. Якутске. Проведенная работа позволила показать практики эксплуатации льда в качестве важного адаптационного механизма населения региона. Отмечено, что лед играл значительную роль в удовлетворении ряда санитарно-гигиенических потребностей, выступал в качестве строительного и теплоизоляционного материала, являлся важнейшей составляющей хозяйственных практик, найдя широкое применение в рыболовном промысле, а также в земледелии, лесозаготовке и животноводстве. К настоящему времени направления использования льда существенным образом эволюционировали. Выявлено уменьшение разнообразия сфер применения льда для населения Якутии. Сделан вывод, что сохраняется критическое значение льда для обеспечения сельского населения региона питьевой водой. Одновременно наблюдается усиление досугового потенциала эксплуатации льда, укрепляются его позиции в качестве одного из брендов Якутии.
Ключевые слова: Якутия, коренные народы Арктики, антропология холода, криогенные ресурсы, лед, хозяйственная деятельность, социокультурные практики.