ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ  № 4 (35)  (2016)

     Этнология

 

Бакиева Г.Т.

Образование у сибирских татар  с 1918 по 1930-й г.: задачи, проблемы, итоги  (по материалам Тобольского уезда)

Рассмотрены слабо изученные проблемы, связанные с реформами образования у сибирских татар. Впервые выявлены особенности развития образования в Тобольском округе (уезде) в период с 1918 по 1930-й г. Этот период охарактеризован как переходный этап от традиционной религиозной к светской трудовой школе. Школы татарского населения Тобольского округа в это время являлись национальными, что соответствовало провозглашенным Советским государством принципам. Власти проводили активную политику по реформе образования у сибирских татар Тобольского уезда, учитывая их национальные особенности и в определенной степени сохраняя преемственность образования. Имевшиеся до того школы были просто включены в государственную сеть, а преподавателями в новых школах работали те, кто получил «старое» мусульманское образование. Особенностью управления системой образования и просвещения татар Тобольского округа в исследуемый период являлось то, что организацией школьного дела занимался специально созданный орган при окружном отделе народного образования — мусульманский подотдел, а решение финансовых и текущих дел школ было передано местным органам власти. В силу объективных причин Советское государство испытывало большие материальные трудности, переложив материально-техническое обеспечение школ на местное население. Властям не удалось в полной мере решить главную задачу: добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем введения всеобщего, обязательного и бесплатного обучения. Однако все же имелись положительные результаты, которые, безусловно, были достигнуты благодаря огромным усилиям и энтузиазму местных органов власти и конкретных деятелей просвещения региона. Почти все имевшиеся в Тобольском округе мектебе были включены в сеть государственных школ, превратившись из конфессиональных в школы 1-й ступени. Росло число школ, учащихся и учителей, осуществлялось совместное обучение мальчиков и девочек. Такие мероприятия, как съезды, педагогические курсы и конференции, не только способствовали повышению профессионального уровня учителей, но и служили инструментом пропаганды социалистических идей среди коренного населения.

Ключевые слова: образование, просвещение, сибирские татары, советская власть, трудовые школы, управление, съезды учителей, педагогические курсы, Тобольский округ.

 

Bakieva G.T.

EDUCATION AMONG THE SIBERIAN TATARS IN 1918–1930: GOALS, PROBLEMS, RESULTS (based on Tobolsk County)

The article deals with insufficiently studied issues related to education reforms among the Siberian Tatars. Peculiarities of the development of education in Tobolsk District (County) in 1918–1930 are brought to light for the first time. That period was characterized as a transition from a traditional religious school to a secular labor one. In that period, schools for the Tatar population of Tobolsk District were national, which corresponded to the proclaimed principles of the Soviet state. The authorities carried out an active policy towards education reform among the Siberian Tatars of Tobolsk County, taking into account their national characteristics and, to some extent, maintaining continuity of education. The schools which already existed were simply included into the state network, and the teachers of the new schools were those who received the traditional Muslim education. A special feature of the control over the system of education for the Tobolsk District Tatars during the period under consideration was the fact that the organization of educational field was being conducted by the Muslim subdivision, a specially created body affiliated with the District Department of Public Education, and the solution of financial and current matters was transferred to the local authorities. Due to objective reasons, the Soviet state was experien-cing great financial difficulties, and shifted logistical and financial support of the schools to the local population. The authorities failed to fully solve the main problem: to achieve mass literacy as soon as possible by introducing universal, compulsory, and free education. But still there were positive results, which certainly had been achieved thanks to the great efforts and enthusiasm of the local authorities and certain people of the regional education. Almost all maktabs, which were present in Tobolsk County, were incorporated into the network of public schools, turning from religious schools to the 1st degree schools. The number of schools, students and teachers was growing, there was co-education for boys and girls. Such events as congresses, educational courses and conferences contributed not only to improvement of professional level of the teachers, but also served as a tool for propaganda of socialist ideas among the indigenous population.

Key words: education, Siberian Tatars, the Soviet government, labor school, management, teachers' congresses, educational courses, Tobolsk District (County).