ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ  № 1 (36)  (2017)

     Этнология

 

Кривоногов В.П.

У гарифуна Сент-Винсента

В статье рассматриваются современные этнические процессы у коренных жителей о. Сент-Винсент — индейцев-гарифуна («черных карибов»). В ходе исследования в 2015 г. опрошено свыше 10 % гарифуна на основной этнической территории по специальному этнографическому опросному листу. Гарифуна составляют всего 3 % населения страны, и их численность, которая росла весь ХХ в., в последние годы начала быстро сокращаться. Подавляющее большинство населения страны — негры и «микс» («смешанные»). К последним относят не только мулатов (потомков белых и негров), но и все смешанное население, в том числе потомков от смешанных браков гарифуна и негров. Менее трети гарифуна остались на основной этнической территории — в округе Санди Бей, остальные мигрировали в другие районы страны, многие уехали за рубеж. В самом округе доля гарифуна снижается, быстро растет число негров и особенно «микс». Миграции в последние годы активизируются из-за ограниченного количества рабочих мест в этом сельскохозяйственном округе. Мигранты едут в основном на юг острова, где активно развивается туристический бизнес. Почти не осталось каких-либо национальных отличий в материальной и духовной культуре, языке от окружающего большинства винсентцев (негров и мулатов). Родной язык вышел из обихода еще в первой половине ХХ в. Почти все гарифуна — христиане (католики, англикане и т.д.), так же как и остальное население страны. Количество национально-смешанных браков с неграми и «смешанными» в округе Санди Бей приблизилось к половине, и большинство детей не относятся к гарифуна, вливаются в общность «микс». В течение ХХ в. ситуация была иной — почти все гарифуна были сосредоточены в округе Санди Бей, где они составляли подавляющее большинство населения, смешанных браков было существенно меньше, а дети в смешанных семьях чаще определялись как гарифуна. В результате численность гарифуна на острове быстро росла, так же как и их доля в общем населении. Ситуация стала меняться сравнительно недавно, последние 20–30 лет, что ставит под угрозу само существование этой этнической группы в ближайшие десятилетия. В настоящее время своеобразие гарифуна проявляется лишь в этническом самосознании и незначительных антропологических особенностях, хотя внешне гарифуна мало отличаются от негров (сказалось смешение с окружающим большинством в течение нескольких столетий).

Ключевые слова: Сент-Винсент, карибы, гарифуна, этнические процессы, языковые процессы, миграции, демография, национально-смешанные браки, метисация.

 

Адаев В.Н.

Эвенки Нижнего Прииртышья: малая группа на периферии этнического ареала

Впервые представлена обобщающая информация по истории и культуре эвенков Нижнего Прииртышья. Сопоставление различных источников позволило аргументированно утверждать, что в последние десятилетия XIX в. несколькими семьями эвенков Лихачевых общей численностью 2–3 десятка человек было осуществлено переселение из Туруханского края в бассейн Демьянки и Туртаса. Целью миграций был поиск свободных промысловых угодий. Переселенцы на начальном этапе характеризовались высоким уровнем сохранности традиционной культуры, вели кочевой образ жизни, их главными занятиями были транспортное оленеводство и охотничий промысел. Легкость проникновения данной группы на уже заселенную другими сибирскими народами территорию была обусловлена освоением незанятых ареалов водораздельных болот. Ввиду малочисленности эвенкийский коллектив был вынужден с самого начала вступать в брачные связи с представителями соседних народов. Этнические особенности традиционной культуры эвенков и национальный язык к концу ХХ в. оказались утрачены практически полностью. Однако этническая идентичность продолжала сохраняться благодаря определенному набору прочных культурных барьеров (границ), состав которых со временем претерпевал изменения.

Ключевые слова: Западная Сибирь, этническая идентичность, культурные границы, миграция, кочевники, таежное оленеводство.

 

Набок И.Л., Сэрпиво С.Е.

Трансформация женского пространства традиционной культуры ненцев к началу ХХI в.

Статья посвящена рассмотрению условий и факторов трансформации женского пространства в традиционной культуре ненцев Ямала к началу XXI в. Отмечается, что влияние социально-экономи-ческих и культурных трансформаций в современном обществе способствует деформации традиционной системы жизнеобеспечения, проникновению нетрадиционных элементов в жизнь коренного населения. Работа опирается на данные авторского социологического исследования, проведенного в 2012 г. на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (Тазовском, Ямальском, Пуровском, Шурышкарском, Приуральском и Ныдымском районах). В качестве одного из основных факторов указанной трансформации рассматривается образование, в частности повышение образовательного уровня женщины, приводящее к большей экономической независимости и изменению положения ненецкой женщины в семье. В качестве фактора трансформации женского пространства традиционной ненецкой культуры исследуются также изменения в ритуально-обрядовой культуре, в частности обрядах жизненного цикла (свадебном и родильном), а также межэтнические браки, связанные с интенсификацией промышленного освоения территорий традиционного природопользования ненцев.

Ключевые слова: традиционная культура, женское пространство культуры, гендерный подход, трансформация, образование, ненцы, этническая идентичность, статус, межэтнические браки.

 

Бакиева Г.Т., Тимофеева А.М.

Национальная картина мира в пословицах сибирских татар

На основе анализа пословиц сибирских татар предпринята попытка выделить наиболее значимые для народа понятия, определяющие основу их национальной картины мира, мировоззрения, охарактеризовать комплекс этических норм, правил, присущих их культуре. Источником исследования послужили более четырехсот пословиц сибирских татар, собранных и опубликованных одним из авторов статьи. Пословицы и поговорки были собраны в ходе многолетних экспедиционных выездов в местах компактного проживания сибирских татар преимущественно в селах и деревнях юга Тюменской области. Пословицы записывались в том виде, как они звучат в живой речи носителей, тем самым были сохранены фонетические, лексические, грамматические особенности народно-разговорного языка. Определено, что в национальной картине мира сибирских татар особое внимание уделялось семье, труду, знаниям, дружбе, судьбе, родине, вере. У народа бытует множество пословиц, регулирующих взаимоотношения мужа и жены, родителей и детей, в них определены нормы поведения между ними. Женщина у сибирских татар — хранительница устоев семьи, от нее зависели мир и радость в семье, муж являлся бесспорным главой, а дети — ее главным богатством. Немалое место в паремиальном фонде сибирских татар отводится пословицам на тему «труд — лень». Умение трудиться, трудолюбие — важные, неотъемлемые качества человека в понимании сибирских татар; работа — то, что приносит доход. Народная мудрость учит не бояться работы, по результатам выполненной работы судят о человеке. Значительное место в пословицах сибирских татар занимает тема «знания — невежество». Во всех примерах говорится о важности и пользе знаний для человека. В паремиальном фонде особое место также принадлежит теме «бедность — богатство». В суровых условиях Сибири многие татарские семьи жили трудно, нелегко было получать средства к существованию, поэтому пословиц и поговорок о бедности больше. В человеческих отношениях сибирскими татарами ценились сдержанность, упорство, гостеприимство, доброжелательность, скромность. Такие проявления характера и поведения, как чрезмерная говорливость, подлость, равнодушие, любопытство, жадность, лицемерие, зависть, подвергались осуждению и считались неприемлемыми.

Ключевые слова: сибирские татары, национальная картина мира, устное народное творчество, пословицы, культура, мировоззрение, этические нормы, народный опыт.

 

Хорин Д.Е.

Музеефикация как способ конструирования современного этнокультурного пространства в среде чувашей Тюменского Притоболья

Представлено культурно-антропологическое описание процесса музеефикации в среде этнолокальной группы чувашей Тюменского Притоболья. Цель работы — показать, как музеефикация становится технологией моделирования современного этнокультурного пространства в изучаемой группе. В конце ХХ в. в среде чувашей региона возникает острый запрос на этническое самоопределение и сохранение культурной традиции. В связи с этим актуализируются процессы этнической консолидации. Центрами такой консолидации постепенно становятся музеи и музейные комнаты в различных селениях юга области, содержащие артефакты культуры жизнедеятельности чувашей. Со временем музеефикаторская деятельность таких центров выходит на новый уровень. Посредством сохранения традиции, новаций в культурной трансмиссии они начинают оказывать существенное влияние на формирование этнокультурного пространства чувашей Тюменского Притоболья. Подобным же образом на этнокультурное пространство начинает влиять и частная музеефикация — явление для исследуемой группы новое, ранее не освещавшееся.

Ключевые слова: чуваши, Тюменское Притоболье, музеефикация, этнокультурная традиция, этнические процессы.